Игры на воздухе летом. Подвижные игры весной на свежем воздухе

Игры на свежем воздухе

для детей старшего дошкольного возраста

«Быстро по местам»

Играющие строятся в колонну по одному и вытягивают руки вперёд, слегка касаясь ими плеч впереди стоящего. По команде воспитателя (руководителя) «Убежали!», все должны разбежаться в разные стороны. По команде: «Быстро по местам!», все должны построиться в и. п., положив руки на плечи впереди стоящего. Проигрывает тот, кто занял место последним.

Правила:

1.Нельзя толкаться, но надо быстрее найти своё место.

2.Руки обязательно надо положить впереди стоящему игроку.

«Салки-руки на стену»

Выбирается водящий, который встаёт посередине. Все остальные располагаются в произвольном порядке. Большую площадку необходимо ограничить. Водящий - «салка»- поднимает руки и громко говорит: «Я салка!». После этого все разбегаются в пределах площадки, а «салка» старается догнать кого-либо из убегающих. Игрок, которого «салка» коснулся рукой, считается осаленным и становится «салкой».

Правила:

1.Водящий может ловить только после того, как скажет «Я салка!».

2.Новый водящий не имеет права сразу ловить бывшего водящего.

3.Нельзя салить того, кто успеет положить обе ладони на стену.

«Продавец зверей»

На одном конце площадки обозначается место для дома, в котором «живёт» покупатель. В 14-20 шагах от дома обозначается место для продавца. Ещё дальше в 3-5 шагах от места нахождения продавца проводится стартовая черта. Перед ней выстраиваются игроки, которые принимают названия животных, например: собака, петух, курица, кот, корова, конь, овечка, коза и т. д. Названия известны продавцу, но неизвестны покупателю, находящемуся в своём домике. Покупатель подходит к продавцу и спрашивает: «Можно мне купить у вас коня?». Продавец отвечает: «Да, можно. Он стоит 10 рублей». При этих словах игрок под названием «конь» бежит к дому покупателя, а оттуда обратно на исходное место. Покупатель уплачивает цену за «коня» соответственно этой цены числом ударов по протянутой руке продавца и после этого бежит за своим животным. Если покупатель догоняет, то животное становится его, если нет, возвращается на исходное место и получает новое место (новое название животного). После поимки покупателем всех животных игра заканчивается.

Правила:

1.Нельзя назначать цену выше 10 рублей.

2.Если игрок достигает дома покупателя раньше его, то и покупатель должен добежать до дома, прежде чем ему дозволено ловить возвращающегося игрока.

«Удочка командная»

Для игры требуется верёвка с ленточкой на конце или просто скакалка. Играющие делятся на 2 команды. Все игроки становятся в круг, а водящий с верёвкой –в середину круга. Водящий, стоя в середине круга, вращает верёвку так, чтобы конец верёвки (скакалки) скользил под ногами подпрыгивающих игроков. Участники игры внимательно следят за движением верёвки и подпрыгивают в тот момент, когда верёвка окажется около ног. Задевший проигрывает верёвку проигрывает очко. После каждой ошибки счёт громко объявляется. Выигрывает команда, сделавшая меньше всего ошибок, т. е. набрав меньшее количество очков.

Правила:

1.Пойманым считается тот, чьей ноги коснётся верёвка не выше щиколотки.

2.При вращении верёвки уходить от него своего места не разрешается. Нарушив это правило счёт увеличивается на 1 очко.

«Эстафета зверей»

Играющие делятся на 2-4 команды равные команды и выстраиваются в колонны по одному, одна параллельно другой. Игроки в командах принимают названия зверей. Допустим: 1-медведи, 2-волки, 3-лисы и т. д. Каждый запоминает, какого зверя он изображает. Руководитель громко вызывает любого зверя. Игроки, носящие имя этого зверя выбегают вперёд, обегают стоящий напротив них предмет и возвращаются на место. Тот, кто первым прибежит назад, выигрывает очко для своей команды. Руководитель зверей в разбивку, по своему усмотрению. Некоторых может вызывать несколько раз. Прибежавшие игроки каждый раз встают на свои места. Побеждает та команда, которая зарабатывает больше очков.

Правила:

1.Если оба (все) игрока прибегут одновременно, очко не присуждается никому.

2.Если игрок не добежит до конечного пункта, очко зарабатывает его партнёр из другой команды.

«Прыгающие воробышки»

На полу (асфальте) чертится круг диаметром 4-6 метров. Выбирается водящий –«кошка», которая приседает или встаёт в середине круга. Остальные игроки –«воробышки» находятся вне круга. По сигналу руководителя «воробышки» начинают впрыгивать и выпрыгивать из круга. «Кошка» старается поймать «воробышек», не успевшего выпрыгнуть из круга. Пойманный приседает или садится в центре круга. Можно сажать пойманных на скамейку рядом с кругом. Когда «кошка» поймает 3-4 «воробьёв» из не пойманных «воробьёв» выбирается новая «кошка». Пойманные, становятся «воробьями» и вступают в игру. Побеждает тот, кого ни разу не поймали.

Правила:

1.Кошка может ловить «воробьёв» только в круге.

2.Воробей считается пойманным, если кошка коснётся рукой хотя бы одной ногой, находящегося в круге. Тот, кто пробежал через круг считается пойманным.


Каждому взрослому хорошо известно, что физическая нагрузка просто необходима ребенку для его правильного развития и здоровья. Именно поэтому организация коллективных игр имеет особое значение для педагогов, воспитателей и родителей, стремящихся обеспечить детям полноценный отдых и удовлетворить их потребность в движении.

Такие игры отличаются от игр других видов тем, что поступки участников регламентированы правилами, которые исключают применение опасных приемов и нетактичных действий по отношению друг к другу, и это способствует воспитанию взаимного уважения.

Возвращалки

Для игры понадобится свисток. Игру лучше всего проводить на привале. Взрослый просит детей выстроиться в шеренгу, после чего объясняет правила игры: по сигналу ведущего участники разбегаются в разные стороны, бегают по поляне, танцуют, принимают различные позы, изображая животных. Как только они услышат сигнал, игроки должны вернуться на прежнее место и снова встать в шеренгу. Игру повторяют 3 раза.

Третий лишний

В эту игру лучше играть на лугу, пустыре, большой поляне в лесу или роще. Количество игроков должно быть достаточным, чтобы, взявшись за руки, они образовали большой круг. Затем участники перестраиваются, разбившись на пары. Один из игроков в паре встает за другим, а последний смотрит в центр круга. Расстояние между парами составляет около 3 м. Затем выбирается одна пара, и по сигналу ведущего один игрок из пары убегает, а другой — догоняет.

Участники бегают внутри круга, а за его пределами они могут только обегать игроков (не более 2 пар подряд). И убегающий и догоняющий по своему желанию и в любой момент могут поменяться ролями со стоящими парами, которые внимательно наблюдают за игрой. Стоящие во внутреннем круге — убегают, во внешнем — догоняют. Когда убегающий игрок чувствует, что устал или не может убежать от более сильного и ловкого догоняющего, он встает позади любой пары, и сразу тот, кто окажется во внутреннем круге этой пары, считается третьим и становится убегающим. Аналогично и догоняющий игрок может передать свои функции другому, встав к любой паре впереди нее, тогда игрок внешнего круга, став третьим, а значит, лишним, становится догоняющим.

Игра требует ловкости, быстроты реакции, внимания и не утомляет игроков, так как во время игры происходит частая смена ролей, участники выступают в качестве и наблюдателей, и догоняющих, и убегающих. Если догоняющий поймал игрока, то пойманный выбывает из игры, а вместе с ним (по выбору догоняющего) — еще один игрок. Освободившееся место в паре занимает догоняющий.

Выбирается следующая пара, круг сужается, игра продолжается до тех пор, пока не останется 2 пары игроков. Они считаются победителями. Поскольку правила игры достаточно сложные, проводить ее лучше с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Тихая игра

Для игры понадобится повязка на глаза. Такую игру лучше проводить в роще, парке или редком лесу — там, где много сухих веток. Один из играющих — водящий — встает около дерева, большого камня, небольшого куста или пня. Ему завязывают глаза. Остальные игроки расходятся в разные стороны примерно на расстояние 25- 30 м. Ведущий (взрослый) находится около водящего. По его сигналу дети начинают медленно приближаться к водящему, стараясь идти как можно тише. Задача игроков — подобраться к водящему поближе и коснуться рукой его или предмета, возле которого он стоит. Кому это удастся, тот считается победителем и становится водящим. Ведущий подает сигнал к смене водящего и продолжению игры. Услышав шорох, водящий кричит: «Слышу тебя!» и показывает рукой направление, откуда доносится звук. Если направление в общем указано правильно, ведущий делает знак участнику выйти из игры, встать рядом с ним и вести себя очень тихо до ее окончания. Пока выбывший игрок не подойдет к ведущему, остальные игроки не двигаются с места, нарушители правил также выбывают из игры. Игра заканчивается, если кто-то добрался до водящего или если водящий услышал всех игроков, или по истечении определенного времени, например 15 минут. В этом случае победителем считается водящий (если никто из игроков не добрался до него незамеченным, а он услышал хотя бы одного игрока) или участник, который ближе всех подобрался к водящему.

Клад

Игру можно проводить в большом дворе, парке или за городом. Для ее проведения понадобится какой-либо предмет (можно использовать игрушку, пакет со сладостями, мяч или другой спортивный снаряд для коллективных игр).

Организатор проводит предварительную работу, которая заключается в подготовке указателей-знаков. Их количество и сложность зависят от величины участка и возраста игроков.

Для младших школьников достаточно 3-5 простых указателя, для детей постарше желательно использовать большее число указателей, они должны быть сложнее. Указатель — это любой предмет, который дает информацию о том, что искать нужно именно в этом месте («ищи здесь»). Если игра проводится за городом, то указателем может быть сломанная ветка, воткнутая в землю, пучок травы, выдернутый с корнем и лежащий на дороге, крест, процарапанный на земле или нарисованный на камне мелом, пирамидка из трех камней среди травы, ленточка или лоскуток ткани на ветке и т. д.

Указатели должны выделяться из окружающего пространства. Для младших школьников их лучше сделать более заметными, чем для детей среднего и старшего школьного возраста.

Если игра проводится во дворе или парке, указателями могут быть знаки, нарисованные мелом на асфальте, газета или журнал, якобы забытый на скамье, наклеенные с помощью скотча кусочки цветной бумаги и т. д. Все зависит от фантазии того, кто прячет предмет.

Заранее определяется участок, где игроки будут искать клад. До начала игры предмет нужно спрятать, после чего расставить на участке указатели.

В непосредственной близости с указателем или на нем должна быть информация, как найти следующий или, если это последний указатель, где искать клад. Например, под пирамидкой из камней может быть записка: «30 шагов, направление на высокий дуб». Искатели клада делают 30 шагов в указанном направлении и начинают осматривать все вокруг в поисках нового указателя, находят лоскуток, который привязан к ветке куста, а на нем надпись: «Клад». В середине куста дети находят пакет со сладостями.

Поиск клада начинают с площадки, которая определена заранее — на ней ищут первый указатель.

Дети старшего возраста могут разделиться на две команды: одна прячет клад, другая — ищет его.

По окончании игры взрослый вместе с детьми приводит в порядок участок, обязательно дав положительную оценку выполненной работе.

Заячьи домики

Играющие изображают зайчиков. У каждого — свой домик, но у одного (водящего) домика нет. Он подходит к домику любого участника игры и просит: «Пожалуйста, уступи мне домик». Зайчик не намерен уступать незнакомцу свой дом. Он бежит по кругу вправо, водящий — влево. Они обегают всех участников, дотронувшись до каждого. Тот игрок, до которого дотронулись, должен занять свободный домик. По команде ведущего игра останавливается. Зайчик, оставшийся без домика, водит.

Прятки

Игра проводится в роще, парке, на спортивной площадке или во дворе, за городом, где есть небольшие укрытия. Определяются границы игрового поля.

Если участок достаточно большой, то для игры может понадобиться свисток. Выбирается водящий и место, откуда он начнет поиск и где будет «застукивать» найденных игроков. Место водящего должно находиться примерно в центре участка, желательно возле дерева, большого камня, пня, парковой скамейки и т. п. Он свистит в свисток или кричит: «Прячьтесь!», закрывает глаза и считает до 10 (или до 20). За это время играющие должны спрятаться. Досчитав до конца, водящий снова свистит в свисток или кричит: «Иду искать!», открывает глаза и начинает поиск игроков. Он может отходить от места водящего, но при обнаружении спрятавшегося водящий должен вернуться на свое место и назвать имя найденного участника игры. Если имя названо правильно, тот, кого нашли, выходит из игры. В том случае, если водящий ошибся, игрок не покидает своего места и, в свою очередь, может застукаться, т. е. добежать до места водящего раньше и назвать свое имя, обеспечив себе победу. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не будут обнаружены. Затем водящим становится первый из найденных игроков. В такую игру могут играть дети разного возраста, с малышами ее организует взрослый, который гарантирует соблюдение правил игры.

Поиск игроков можно ограничивать по времени, например за 10 минут водящий должен найти одного, двух или нескольких участников игры. Или игра продолжается до момента, когда водящий найдет первого из спрятавшихся, затем водящий подает сигнал свистком или кричит: «Нашел!». Тогда все игроки выходят из своих укрытий, найденный становится водящим, и игра возобновляется. Продолжительность игры устанавливают сами участники, предварительно договорившись о правилах смены ролей. Кроме того, в эту игру можно играть детям и взрослым вместе, всей семьей.

Тот самый, по имени Зоркий Глаз

Игру лучше проводить на площадке, в парке или лесу, где имеется множество деревьев, кустарников, а также различных предметов и мест для укрытия.

Одного из участников назначают водящим, а все остальные игроки вместе со взрослым прячутся неподалеку. После этого ведущий возвращается.

Он останавливается недалеко от водящего и дает сигнал к началу игры. Участники пытаются незаметно приблизиться к водящему, но последний внимательно наблюдает за каждым их действием, поворачивается в разные стороны. В это время участники перебегают или переползают по направлению к другим укрытиям. Если водящий заметил игрока, то называет его имя, и последний подходит к ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой.

Однако участник не отзывается, если водящий не угадал его.

По истечении установленного времени ведущий дает сигнал об окончании игры, после чего все игроки выходят из своих укрытий. Участник, оказавшийся ближе других к водящему, считается победителем.

Спрятавшиеся кубики

Для игры понадобится набор детских кубиков (с нарисованными на них картинками или написанными буквами, цифрами). Заранее определив игровое поле (обычно это детская площадка), взрослый прячет кубики в различных местах, но так, чтобы малышам не составило особого труда их найти. Затем ведущий просит детей разделиться на две команды, которые занимают свои места по разные стороны от ведущего.

Задача каждой команды: двигаясь вперед, внимательно осмотреть все вокруг и найти как можно больше кубиков. Выигрывает команда, нашедшая большее число кубиков. По окончании игры взрослый вместе с детьми рассматривает кубики и просит назвать, что на них изображено или какие буквы или цифры написаны, после чего награждает всех принимавших участие в игре участников маленькими призами — конфетами, миниатюрными фигурками, вырезанными более старшими детьми из цветного картона.

Не ходите, зайцы, в огород!

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. В игре участвует не менее 5 человек. Ведущий (взрослый) чертит на заранее выбранной площадке круг диаметром 2,5- 3 м. Это огород. Из числа участников с помощью считалки выбирается водящий. Он будет сторожем.

Сторож встает в круг, остальные игроки — это зайцы, которые стремятся попасть в огород. По сигналу ведущего зайцы начинают «наступление», всячески отвлекая внимание сторожа на себя, чтобы те участники, которые находятся за спиной водящего, могли проникнуть на «запретную территорию». Тот, кого водящий коснется за пределами круга, перебегает, не входя в круг, на противоположную сторону.

Эта веселая игра станет прекрасным развлечением для ребят во время отдыха не только в парке или лесу, но и на летней детской площадке.

Волшебные воздушные шары

Для игры понадобятся воздушные шары (по числу участников одной из команд). Игру лучше проводить на открытом пространстве. Ведущий (взрослый) просит детей разделиться на две команды. Игроки второй команды выстраиваются в линию, отойдя от ведущего и игроков первой команды на расстояние 25-30 шагов. Они берутся за руки и разводят их в стороны, после чего расцепляются. В результате между игроками в цепочке образуется расстояние.

Каждый участник первой команды берет в руки по одному воздушному шару. Задача игроков — проникнуть сквозь цепочку, образованную участниками второй команды, не дав себя осалить.

Как только все участники займут свои места, ведущий дает сигнал к началу игры. Участники с шарами подбегают к цепочке, после чего пытаются проскочить в свободное пространство. Игроки же второй команды всеми силами стремятся задержать участников с шарами. Тот, кого осалили, отдает свой шар ведущему и продолжает вместе с ним наблюдать за игрой. Если игроки первой команды сумеют пронести сквозь цепь не менее половины шаров, они выигрывают, а если не сумеют — побеждают участники первой команды.

По окончании игры руководитель просит всех детей встать в круг. Участники с шарами в руках кидают их тем, кто стоит напротив, со словами: «Спасибо за игру!». Поймавшие, в свою очередь, кидают шары тем, кто стоит напротив, с этими же словами, после чего ведущий со связкой шаров в руках обращается ко всем участникам: «Спасибо вам, ребята, за игру!». Если имеется возможность, обмен воздушными шарами можно заменить запусканием их в небо.

Рыбаки и рыбки

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Взрослый чертит на площадке круг диаметром 4- 4,5 м. Из числа игроков выбирают двух детей, которые будут рыбаками. Они берутся за руки, образуя рыболовную сеть. Остальные участники — рыбки. Они плавают в озере — бегают внутри круга. Выбегать за пределы круга рыбки не могут.

По команде ведущего рыбаки забегают в озеро, пытаясь поймать рыбок, бегают парой, не расцепляя рук. Пойманные рыбки встают между рыбаками. Таким образом, с каждым пойманным участником сеть расширяется, а рыбок становится все меньше и меньше. Когда сеть станет достаточно большой, у рыбаков появляется возможность окружать рыбок. Если рыбаки взялись за руки, образовав круг, то находящиеся внутри круга рыбки считаются пойманными.

Рыбки могут вырываться из сети, если один из рыбаков (они всегда находятся по краям сети) во время движения отпустил руку соседнего с ним игрока. Рыбак должен как можно быстрее взять за руку игрока, еще не отцепившегося от сети. Игра продолжается до тех пор, пока рыбаки не поймают всех рыбок. Победителем считается игрок, пойманный последним.

По окончании игры крайние участники сети берутся за руки, и дети начинают водить хоровод, поют любую веселую песню.

Орехи, шишки и грибы

Игра проводится с детьми дошкольного или младшего школьного возраста. Из числа игроков выбирают водящего, который встает рядом с ведущим. Остальные участники по команде взрослого выстраиваются в линию и рассчитываются по три. Первые номера — это орехи, вторые — шишки, а третьи — грибы. Затем взрослый говорит: «Поднимите руки, орехи». Первые номера поднимают руки. Ведущий продолжает: «Поднимите руки, грибы». Третьи номера поднимают руки. «Поднимите руки, шишки». Вторые номера поднимают руки.

После этого ведущий просит детей образовать тройки (орех, шишка, гриб). Каждая тройка берется за руки, образовав круг. Взрослый с водящим стоят посередине площадки. После того как ведущий воскликнет: «Шишки!», все участники, названные шишками, меняются местами. Водящий в это время стремится занять любое освободившееся место.

Если ему это удастся, то он становится шишкой, а тот, кто остался без места, — водящим. По команде «Грибы!» или «Орехи!» меняются местами другие игроки. В разгар игры взрослый восклицает: «Грибы! Орехи! Шишки!». Участники должны успеть поменяться местами.

Игру можно усложнить, введя соревновательный элемент: ведущий отмечает, насколько быстро поменялись местами участники, кто оказался самым быстрым — орехи, шишки или грибы.

Чудесное превращение

Эту игру лучше проводить с детьми старшего дошкольного или младшего школьного возраста. В солнечную летнюю погоду взрослый вместе с детьми отправляется на прогулку в парк или лес. Во время отдыха руководитель просит детей устроиться поудобнее и начинает игру. Он выбирает самого скромного и застенчивого ребенка и просит его подойти. Установив с участником доброжелательный контакт (взрослый может положить свою руку на плечо ребенка, взять участника за руку и т. п.), ведущий обращается к остальным игрокам: «Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Послушайте сказку». После этого ведущий рассказывает следующую историю.

Текст сказки

Саша (Даша) (взрослый называет имя ребенка, который стоит с ним рядом) — червячок (гусеничка). Он (она) зелененький (зелененькая), как листья на деревьях и трава. Такой красивый цвет! Но посмотрите, Сашенька (Дашенька) грустный (грустная). Он (она) грустит потому, что попал(а) в ручей, который унес его (ее) далеко-далеко от дома. И теперь он (она) совсем один (одна).

Затем ведущий предлагает детям: «Давайте, ребята, развеселим Сашеньку (Дашеньку). Я буду говорить волшебные слова, а вы повторяйте». Дети соглашаются со взрослым, водят хоровод вокруг водящего и повторяют хором за ведущим следующее: «Мы красивые цветы. У нас есть лепестки, а у жуков (бабочек) — крылья. Цветы умеют танцевать. А жуки (бабочки) умеют летать. Цветы и жуки (бабочки) — друзья. Восхитительное лето! Как прекрасно жить на свете! Саша (Даша) — жучок (бабочка)». После этих слов взрослый неожиданно восклицает: «Ой, какие чудеса! Посмотрите, наш червячок (гусеничка), Сашенька (Дашенька), превратился (превратилась) в жучка (бабочку)!» Ведущий продолжает: «Саша (Даша) теперь не червячок (гусеничка), а жучок (бабочка), а мы цветы. Цветы и бабочки — друзья!».

По окончании игры взрослый организует с детьми занятие-наблюдение за растениями и насекомыми, на котором малыши узнают о природном симбиозе — о том, что все в природе взаимосвязано. В завершение прогулки руководитель показывает детям цветы, жуков и бабочек, проводит беседу.

Наседка и коршун

В игре участвует 10-12 человек. Один из участников, водящий, изображает коршуна, другой — наседку. Все остальные игроки — цыплята. Руководитель просит детей, изображающих цыплят, встать гуськом за наседкой и держаться друг за друга. Коршун встает в 3-4 шагах от колонны.

Игра начинается по команде ведущего (взрослого): водящий пытается схватить того цыпленка, который стоит в колонне последним. Для этого он должен прицепиться к колонне позади.

Однако сделать это оказывается не так-то просто, поскольку наседка постоянно поворачивается к коршуну лицом, таким образом преграждая ему путь. Она вытягивает руки в стороны — и вся колонна отклоняется в противоположную от коршуна сторону.

Игра продолжается в течение нескольких минут. Если за этот промежуток времени коршуну схватить цыпленка не удастся, выбирают нового водящего, после чего игра повторяется.

Кузнечики

Для игры понадобится мел. Взрослый чертит на площадке круг такой величины, чтобы все участники могли разместиться свободно по окружности. Один из играющих назначается водящим, он встает в центр круга. Остальные игроки — кузнечики — встают у самой черты за кругом. По команде ведущего кузнечики начинают запрыгивать внутрь круга, а затем — выпрыгивать из него. Водящий старается поймать кого-нибудь из участников в тот момент, когда последний находится внутри круга. Пойманный игрок становится водящим, а водящий — кузнечиком, после чего игра повторяется.

Игру можно усложнить, изменив ее правила: впрыгивать, а также впрыгивать на одной ноге или выпрыгивать только после хлопка в ладоши.

Круговые салочки

Данную игру лучше проводить на детской площадке. Игроки образуют 2 круга — внутренний и внешний. Затем участники начинают перемещаться: во внешнем круге — по часовой стрелке, во внутреннем — против часовой стрелки. По сигналу ведущего (взрослого) дети останавливаются. Участники игры, образующие внутренний круг, стараются осалить игроков внешнего круга (дотронуться рукой) раньше, чем последние успеют присесть. Пойманные участники встают во внутренний круг, после чего игра начинается сначала. Когда во внешнем круге останется 5-6 человек, игра заканчивается.

Ну, погоди!

Для игры понадобится мел. На противоположных сторонах детской площадки отмечаются два леса. Из числа игроков выбирается водящий — Волк. Им может быть старший из всех участников. Остальные игроки — зайцы — делятся на две группы, каждая из которых располагается в своем лесу.

Волк выходит на середину площадки, после чего ведущий дает сигнал к началу игры. Волк ловит их.

Тот участник, которого удастся запятнать, считается помощником Волка. Он останавливается на том месте, где был пойман, и с расставленными в стороны руками преграждает путь игрокам при их следующих перебежках. Когда помощников Волка окажется слишком много и после этого взрослый говорит детям, что они оказались в гостях у Волка по случаю его дня рождения.

Ведущий предлагает всем участникам встать в круг, а Волку - в центр этого круга. Дети берутся за руки, водят хоровод вокруг Волка и поют веселую песню, а Волк — танцует.

Отражения

Для игры понадобится свисток. Играть в нее лучше всего на детской площадке или в парке. Из числа участников выбирается водящий. Остальные играющие делятся на пары, взявшись за руки, после чего образуют один общий круг.

Водящий находится в середине круга. Взрослый объясняет детям правила игры: он будет называть действия, а участники — выполнять их, но так, как будто они смотрятся в зеркало и видят в нем свое отражение. Затем ведущий произносит: «Мы смотрим друг на друга!»

Участники в каждой паре поворачиваются друг к другу лицом. Потом ведущий говорит: «Мы поднимаем руку!».

Дети поднимают свободную руку вверх. «Мы улыбаемся», — продолжает ведущий.

Игроки улыбаются друг другу. После этого взрослый неожиданно дает команду «Меняйтесь местами!», и все участники начинают бегать вокруг водящего, а по сигналу руководителя они образуют новые пары. Задача водящего — встать с одним из игроков в пару. Оставшийся без пары участник становится водящим.

Если игра проводится с детьми среднего школьного возраста, то водящим и ведущим может быть один и тот же участник.

Раз, два, три — замри!

Для игры понадобится надувной мяч. Игроки образуют круг, встав на расстоянии вытянутых рук. Один из участников кидает мяч другому. Последний, в свою очередь, таким же образом передает мяч дальше. Игроки передают шар до тех пор, пока кто- нибудь из них не отобьет его. Этот участник становится водящим. Все игроки разбегаются по площадке. Водящий как можно скорее поднимает мяч и кричит: «Раз, два, три — замри!». Все участники тут же останавливаются на том месте, где они оказались, когда услышали команду водящего. Он бросает мяч в одного из игроков. Участники не сходят с места, но могут уклоняться — приседать, наклоняться и т. д. Если попасть в кого-нибудь водящему удастся, все возвращаются на свои места, после чего игра продолжается. В том случае, если водящий промахнется, он бежит за мячом, а все в это время разбегаются. Взяв мяч в руки, водящий снова дает команду «Раз, два, три - замри!». Затем он старается осалить кого-нибудь из участников. Осаленный игрок становится водящим, и игра повторяется.

Живой лабиринт

Для игры понадобится свисток. Из числа участников выбираются двое — убегающий и догоняющий. Остальные игроки встают в колонну по 4-6 человек и отходят друг от друга на расстояние вытянутых рук. По сигналу ведущего убегающий участник оказывается в одном из коридоров. Догоняющий преследует его. Эти участники перемещаются вдоль коридоров. Ведущий заранее договаривается с игроками о том, что всякий раз, когда они слышат сигнал, берутся за руки. Таким образом, убегающий и догоняющий в этот момент оказываются в разных коридорах. Затем игроки по сигналу руководителя снова расцепляют руки, и игра продолжается.

Убегающий может переместиться в следующий коридор, забежав в него с краю лабиринта в тот момент, когда остальные игроки возьмутся за руки и преградят путь догоняющему. Если догоняющему удастся поймать убегающего до того, как последний выберется из лабиринта, они меняются ролями, и игра продолжается.

Хищник и травоядные

Для игры понадобится деревянная палочка или мел. Из числа игроков выбирается участник, который выступает в роли хищника. Ведущий (взрослый) встает посередине площадки и чертит круг диаметром 2- 2,5 м. Остальные участники (травоядные) разбегаются в разных направлениях по площадке.

Хищник гонится за ними, стремясь кого-либо поймать. Пойманные игроки отводятся в круг — их будет охранять ведущий. Травоядные могут выручать друг друга: для этого достаточно коснуться вытянутой руки стоящего в кругу. Однако если ведущий или хищник запятнают выручающего, последний также оказывается в круге.

Вырученные травоядные убегают и, присоединившись к остальным, становятся выручающими. Игра продолжается до тех пор, пока в круге не останется ни одного участника.

Звери — в домики!

Эту игру проводят с детьми дошкольного возраста. Дети встают в круг, взявшись за руки. Взрослый идет по кругу и в нескольких местах разъединяет его.

Участники образовавшихся звеньев создают маленькие круги-домики зайцев, ежиков, лягушат и т. п. Руководитель проходит мимо малышей, стоящих в домиках, и предлагает им идти за ним. Дети имитируют движения животных: зайчики и лягушата прыгают, ежики делают маленькие шаги, идут не спеша, размеренно. Образовав общий круг, все участники водят хоровод и поют веселую песню.

Неожиданно взрослый подает команду: «Все в домики!». Звери спешат занять свои места, как можно быстрее образовать домики. Выигрывает та группа детей, которая сделает это быстрее других.

Совушка-сова

В этой игре могут принимать участие дети разных возрастов. Участники игры образуют круг. Один из игроков, водящий, встает в центр круга, изображая совушку, а все остальные игроки — птицы и насекомые. Ведущий восклицает: «Просыпайтесь — день наступил!». Все участники, кроме водящего, бегают по кругу, размахивая руками, будто крыльями. Совушка в это время дремлет — стоит, закрыв глаза, в середине круга. Когда же ведущий громко произносит: «Ночь наступает — все засыпают!», птицы и насекомые останавливаются и замирают. Тут совушка отправляется на охоту. Она отыскивает тех, кто смеется или шевелится, уносит этих участников в свое гнездо в центре круга. Пойманные насекомые и птицы становятся совушками, и все вместе отправляются на охоту.

Весной, летом и осенью очень удобно организовывать проведение различных подвижных игр и упражнений на свежем воздухе. Физические упражнения на природе чрезвычайно благоприятны для совершенствования многих движений детей, развития их двигательных качеств. Широкий простор позволяет двигаться активно, свободно, непринужденно, что способствует развитию сноровки, ловкости, выносливости ребенка. На открытых лужайках дети могут свободно двигаться.

Каждый раз, собираясь на прогулку или планируя выезд на природу, продумайте, в какие игры будет играть ваш ребенок и возьмите все необходимое: мячи, ленты, обручи и т.д.

Некоторые из них:

1. Катаемся на велосипеде, самокате

Для развития координации, очень хорошо подходит ребенку велосипед или самокат. Он должен подходить малышу по размеру и возрасту. Катание на велосипеде укрепляет мышцы ног ребенка. Можно мелом нарисовать пешеходный переход, где будет ходить мама-пешеход, нарисовать светофор. Так ребенок интересно выучит правила дорожного движения. А если вместе с друзьями устроить гонки на велосипедах - то интересное соревнование

вам обеспечено!

2. Играем в песке

Песок не пропустит не один ребенок. И это очень полезно для моторики рук. Что только не происходит в песочнице: строятся замки, туннели, проезжают машины, лепятся пирожки, возводятся башни-великаны. Игры с песком могут развивать не только маленькие пальчики, но и логическое мышление, память, внимание. Когда лепим куличики - находим самый большой, самый маленький.

3. Играем с мячом

Возьмите с собой на прогулку мяч. Игры с мячом развивают у ребенка зрительно-моторную координацию. Мяч можно бросать друг другу, скатывать с горки, катить по земле, бросать в цель или корзину. Покажите крохе, что мяч можно пинать ногой - может у вас вырастет будущий футболист! Учите малыша пинать мяч как правой, так и левой ногой.

4. Играем с обручем.

Обруч можно не только использовать по назначению. Поиграйте с ним в интересные игры: Положите обруч на пол и бросайте в него предметы.

Обруч может превратиться в руль - ребенок придумает веселую поездку на поезде, машине или самолете. Если положить на дорожке несколько обручей, то можно прыгать по ним, как по кочкам, изображая лягушку. Обруч может быть домиком, в который будет прятаться мышка, убегая от кошки. Поставьте несколько обручей на ребро - получился отличный тоннель для ребенка. Предложите ему проползти внутри него.

7. Играем со скакалкой.

Прыгать через скакалку ребенок научится не сразу, а уже ближе к школе. Но это вовсе не означает, что с ней нельзя придумать множество интересных развивающих игр. Положите скакалку на пол, предложите ребенку перепрыгнуть через нее. Постепенно поднимайте ее выше и выше - через нее можно пролезать внизу, чтобы не задеть, перешагнуть. Из скакалки можно сложить интересные предметы - чашку, машинку, квадратик и т.д.

8. Подвижные игры на свежем воздухе.

Когда ребенку надоест лепить куличики или кататься на велосипеде, можно поиграть с ним в подвижные игры на свежем воздухе:

Казаки-разбойники.

Дети делятся на две команды. Разбойники убегают, а казаки их догоняют. Убегая и прячась, разбойники мелом рисуют стрелки в том направлении, куда они убегают. Задача казаков - по стрелкам отыскать разбойников.

Ручеек.

Дети строятся по парам. Последняя из них проходит через

«туннель» и становится первой. Таким образом, продвигаемся вперед.

1-2-3- стоп.

Ведущий, стоя спиной, произносит — 1-2-3-стоп. Участники

двигаются к нему быстрым шагом. На слово «стоп» останавливаются. Ведущий поворачивается и отгадывает, сколько шагов к каждому игроку.

Игра Рыбак

При помощи считалки выберите из играющих "рыбака". Завяжите ему глаза. Все остальные дети-игроки "рыбки". Они должны, хлопая в ладоши, ходить или бегать вокруг "рыбака". Тот будет стараться их поймать. Если на пути "рыбака" окажется какое-либо препятствие, стена, скамейка и т.д., дети должны предупредить "рыбака": "Мелко".

Когда "рыбак" поймает какую-либо "рыбку", то он должен угадать, кто это. Если угадает, то "рыбаком" становится невезучая "рыбка", и игра продолжается. Если не угадает, то он отпускает жертву и принимается снова ловить. В случае если "рыбак" не смог угадать три раза, вы должны определить нового "рыбака".

Игра с мячом

Эта игра на свежем воздухе для двоих детей. Для игры понадобится небольшой мяч и металлическая или пластиковая банка. Игровое поле надо расчертить, располагая линии на расстоянии примерно тридцать сантиметров одна от другой. Посередине ставится банка. Игрок, который собьет мячом банку, переставляет его на одну черту ближе к себе. Тот из детей, кто таким способом подвинет банку ближе всего к себе, становится победителем.

Вытолкни из круга

Нарисуйте на улице круг диаметром три метра. В него должны войти два ребенка и принять исходное для игры положение, стоя на одной ноге, правая рука держит левую ногу, а левая рука согнута впереди и прижата к туловищу. Задача игроков заключается в том, чтобы вытолкнуть противника из круга или заставить встать на две ноги, толкая его плечом.

Игра- перетягивание

Эта игра на свежем воздухе для двух детей. Проведите на асфальте или на песке черту. С обеих сторон на равном расстоянии на полшага от нее друг против друга, взявшись за руки, должны встать двое играющих, каждый из которых старается заставить соперника наступить на черту ногой или переступить ее. Рывки в игре не разрешаются, перетягивание должно быть плавным.

Салочки или пятнашки по кругу

Эта игра подойдет для двух детей в возрасте от четырех лет. Начертите на песке или на асфальте круг диаметром полтора метра.

Два игрока должны встать с разных его сторон. По сигналу "Раз, два, три!" они начинают прыгать вокруг на правой ноге или на левой по часовой стрелке, стараясь догнать и запятнать друг друга.

Почти классики

Нарисуйте на песке или на асфальте восемь десять кругов на расстоянии тридцать-пятьдесят сантиметров один от другого, расположенные по замкнутому кругу.

Попросите ребенка прыгать из одного круга в другой на одной ноге прямо или боком. Если в игре принимают участие двое или несколько детей, то выигрывает тот, кто дольше всех продержится на одной ноге.

Игра идем по кругу

Эта игра на свежем воздухе или в просторном помещении разыгрывается при большом числе игроков, потому что они должны построиться в два круга - внешний и внутренний. Внешний круг - большой, внутренний состоит всего из трех-четырех человек. Ребята, составляющие большой круг, стоят на месте. Ведущий встает в малый круг и вместе с игроками идет по кругу, приговаривая: "Мы по кругу идем и с собою несем сладкое". В ответ на это игроки большого круга должны быстро назвать что-то сладкое, например, сахар. Тот, кто первым назвал нужный предмет, переходит во внутренний круг, и игра продолжается.

Ведущий и игроки малого круга произносят разные ее варианты "с собою берем мягкое, жидкое, кислое, твердое" и т.д. Постепенно все игроки переходят в малый круг. А тот, кто оказался в бывшем большом круге последним, становится проигравшим и должен выполнить какое-либо задание "фант".

Веселого, здорового лета Вам и Вашим детям!

Вспомним детство?

на свежем воздухе.

Веселые подвижные игры – это наше детство. Кто не помнит неизменных пряток, жмурок, догонялок, салочек? Когда возникли эти игры? Кто их придумал? Наверное, на эти вопросы нельзя найти точного ответа. Эти игры, как песни и сказки, созданы народом. Они отлично закаляют тело и душу. Игры эти заставляют много двигаться и требуют находчивости, смекалки, ловкости и упорства. Проводятся они обычно на свежем воздухе на открытой площадке. Участвовать в таких играх могут ребята самых разных возрастов – от дошкольников до старшеклассников. Правила их просты и понятны.

Сюжет игры очень прост: выбирается один водящий, который должен догнать и осалить разбежавшихся по площадке игроков. Но у этой игры есть несколько усложняющих ее вариантов. 1. Осаленный игрок становится водящим, при этом он должен бегать, держась рукой за ту часть тела, за которую его осалили. Первый же игрок, до которого водящий дотронется, сам становится водящим. 2. Осаленный игрок останавливается, вытягивает руки в стороны и кричит: «Чай-чай-выручай». Он «заколдован». «Расколдовать» его могут другие играющие, дотронувшись до руки. Водящий должен «заколдовать» всех. Чтобы сделать это быстрее, водящих может быть двое или трое.

Эта игра вам наверняка знакома, у нее, однако, много различных вариантов. Основные правила таковы: один человек водит, а другие – прячутся. Водящий должен отыскать всех игроков и осалить их до того, как они успеют спрятаться «дома». Водящий, выбранный с помощью считалки, становится в условленном месте с закрытыми глазами. Это место называется «кон». Пока водящий громко считает до 20–30, все играющие прячутся на определенной территории. После окончания счета водящий открывает глаза и отправляется на поиски спрятавшихся. Если он увидит кого-то из укрывшихся игроков, он громко называет его имя и бежит на кон. В знак того, что игрок найден, надо постучать на кону о стенку или дерево. Если найденный игрок добежит до кона и постучит там раньше водящего, то он не считается пойманным. Он отходит в сторону и ждет окончания игры. Водящий должен «застукать» как можно больше спрятавшихся игроков. В следующий раз водящим становится тот игрок, который был найден и «застукан» последним (или, по решению играющих, – первым). Каждый раз, когда водящий далеко отходит от кона, спрятавшиеся игроки могут незаметно подкрасться к кону и постучать. В этом случае они не будут считаться обнаруженными.

На площадке на расстоянии 10–15 метров проводят две линии – два «дома». В одном находятся гуси, в другом их хозяин. Между «домами», «под горой», живет «волк» – водящий. «Хозяин» и «гуси» ведут между собой диалог, известный всем с раннего детства: – Гуси, гуси! – Га-га-га! – Есть хотите? – Да-да-да! – Так летите! – Нам нельзя. Серый волк под горой не пускает нас домой! После этих слов «гуси» стараются перебежать к «хозяину», а «волк» их ловит. Пойманный игрок становится «волком».

Играющие выстраиваются в колонну парами, взявшись за руки. Водящий стоит перед колонной в нескольких шагах, спиной к играющим. Он говорит: Гори-гори ясно, Чтобы не погасло. И раз, и два, и три. Последняя пара беги! На слово «беги» пара, стоящая последней, должна быстро обежать колонну и встать впереди. А водящий стремится опередить их и занять одно из мест первой пары. Тот, кому не хватило места, становится водящим. Вместо слов «последняя пара» водящий может произнести: «Четвертая пара» или «Вторая пара». В этом случае всем играющим надо быть очень внимательными и помнить, какими по счету они стоят в колонне.

На площадке чертят две линии на расстоянии 6–8 метров одна от другой. За одной линией стоит водящий – «медведь», за другой «дом», в котором живут дети. Дети выходят из «дома» в «лес» собирать грибы и ягоды. Они подходят к медвежьей берлоге со словами: У медведя во бору Грибы, ягоды беру. А медведь не спит, Все на нас глядит. На последних словах «медведь» выскакивает из «берлоги» и старается осалить убегающих в свой дом детей. Осаленный «медведем» игрок становится «медведем».

Выбирается водящий – «монах» и ведущий – «продавец». Все остальные играющие загадывают в тайне от «монаха» цвета красок. Цвета не должны повторяться. Игра начинается с того, что водящий приходит в «магазин» и говорит: «Я, монах в синих штанах, пришел к вам за красочкой». Продавец: «За какой?» Монах называет любой цвет, например: «За голубой». Если такой краски нет, то продавец говорит: «Иди по голубой дорожке, найдешь голубые сапожки, поноси да назад принеси!» «Монах» начинает игру с начала. Если такая краска есть, то играющий, загадавший этот цвет, пытается убежать от «монаха», а тот его догоняет. Если догнал, то «краска» становится водящим, если нет, то краски загадывают вновь и игра повторяется.

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос – называют водящего по имени или кричат: «Я здесь». Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Выбирают Аленушку и Иванушку, завязывают им глаза. Они находятся внутри круга. Играющие встают в круг и берутся за руки. Иванушка должен поймать Аленушку. Чтобы это сделать, он может звать ее: «Аленушка!» Аленушка обязательно должна откликаться: «Я здесь, Иванушка!», но сама она не очень-то торопится встретиться с Иванушкой и, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. Движения водящих комичны и иногда неожиданны. Случается, Иванушка принимает за Аленушку кого-то из стоящих рядом и скорее хватается за него. Ему объясняют ошибку. Как только Иванушка поймал Аленушку, их место занимают другие ребята и игра начинается сначала.

Играющие делятся на две группы. Одна изображает казаков, другая – разбойников. У казаков есть свой дом, где в течение игры находится сторож. В его обязанности входит охрана пойманных разбойников. Игра начинается с того, что казаки, оставаясь в своем доме, дают возможность разбойникам спрятаться. При этом разбойники должны оставлять следы: стрелки, условные знаки или записки, где указывается место следующей отметки. Следы могут быть и ложные, для того чтобы запугать казаков. Через 10–15 минут казаки начинают поиски. Игра заканчивается тогда, когда все разбойники пойманы, а пойманным считается тот, кого увидели казаки. Игру лучше проводить на большой, но ограниченной какими-либо знаками территории. По окончании игры казаки и разбойники меняются ролями.

Удочка – это скакалка. Один ее конец в руке «рыбака» – водящего. Все играющие встают вокруг «рыбака» не дальше чем на длину скакалки. «Рыбак» начинает раскручивать «удочку», пытаясь задеть ею по ногам играющих. «Рыбки» должны уберечься от «удочки», перепрыгнуть через нее. Чтобы «рыбки» не мешали друг другу, между ними должно быть расстояние примерно в полметра. «Рыбки» не должны сходить со своих мест. Если «рыбаку» удалось поймать «рыбку», то есть дотронуться «удочкой», то место «рыбака» занимает пойманная «рыбка». Необходимо соблюдать такое условие: скакалку можно крутить в любую сторону, но нельзя поднимать ее от земли выше, чем на 10–20 сантиметров.

Для игры выбираются два человека: один – «кошка», другой – «мышка». В некоторых случаях количество «кошек» и «мышек» бывает и больше. Это делается для того, чтобы оживить игру. Все остальные играющие встают в круг, взявшись за руки, и образуют «ворота». Задача «кошки» – догнать «мышку» (то есть дотронуться до нее рукой). При этом «мышка» и «кошка» могут бегать внутри круга и снаружи. Стоящие в кругу сочувствуют «мышке» и, чем могут, помогают ей. Например: пропустив через «ворота» «мышку» в круг, они могут закрыть их для «кошки». Или, если «мышка» выбегает из «дома», «кошку» можно там запереть, то есть опустить руки, закрыв все «ворота». Игра эта не проста, особенно для «кошки». Пусть «кошка» проявит и умение бегать, и свою хитрость, и сноровку. Когда «кошка» поймает «мышку», из числа играющих выбирается новая пара.

Водящий и играющие находятся по разные стороны двух линий, которые прочерчены на расстоянии 5–6 метров друг от друга. Задача играющих – как можно быстрее дойти до водящего и дотронуться до него. Тот, кто это сделал, становится водящим. Но дойти до водящего непросто. Играющие двигаются только под слова водящего: «Тише едешь, дальше будешь. Стоп!» На слово «стоп» все играющие замирают. Водящий, который стоял до этого спиной к играющим, поворачивается и смотрит. Если в этот момент кто-то из играющих пошевелится, а водящий это заметит, то этому игроку придется уходить назад, за черту. Водящий может смешить замерших ребят. Кто рассмеется, также возвращается за черту. А затем игра продолжается.

Играющие делятся на две команды и встают, взявшись за руки, лицом к команде противника, на расстоянии 5–7 метров. Игру начинает одна из команд словами: «Али-Баба!» Вторая команда хором отвечает: «О чем, слуга?» Вновь говорит первая команда, называя имя одного из игроков команды противника, например: «Пятого, десятого, Сашу нам сюда!» Названный игрок оставляет свою команду и бежит к команде противника, стараясь с разбега разорвать цепь, то есть расцепить руки игроков. Если ему это удается, он забирает в свою команду игрока, расцепившего руки. Если цепь не разорвалась, то он остается в команде противника. Игру команды начинают по очереди. Побеждает та команда, в которой через определенное время будет больше игроков.

Для этой игры нужна дощечка и двенадцать палочек. Дощечку кладут на плоский камень или небольшое бревнышко, чтобы получилось подобие качелей. На нижний конец дощечки кладут двенадцать палочек, а по верхнему один из играющих ударяет так, чтобы все палочки разлетелись. Водящий собирает палочки, а играющие в это время убегают и прячутся. Когда палочки собраны и уложены на дощечку, водящий отправляется искать спрятавшихся. Найденный игрок выбывает из игры. Любой из спрятавшихся игроков может незаметно для водящего подкрасться к «качелям» и вновь разбросать палочки. При этом, ударяя по дощечке, он должен выкрикнуть имя водящего. Водящий вновь собирает палочки, а все играющие снова прячутся. Игра заканчивается, когда все спрятавшиеся игроки найдены и при этом водящий сумел сохранить свои палочки. Последний найденный игрок становится водящим.

Эта игра также является хорошей проверкой внимательности. Она очень проста, ее правила легко объяснить. Правой рукой покажите на пол и назовите: «Пол». Затем покажите на нос (лучше будет, если вы его коснетесь), скажите: «Нос», а потом поднимите руку вверх и произнесите: «Потолок». Делайте это не торопясь. Пусть ребята показывают с вами, а называть будете вы. Ваша цель запутать ребят. Скажите: «Нос», а сами покажите в это время на потолок. Ребята должны внимательно слушать и показывать правильно. Хорошо, если вы весело прокомментируете происходящее: «Я вижу, у кого-то нос упал на пол и там лежит. Давайте поможем найти отвалившийся нос». Игра может повторяться много раз с убыстрением темпа. В конце игры можно торжественно пригласить на сцену обладателя «самого высокого в мире носа».

Возьмите небольшие листы бумаги, напишите на каждом название животного. Листы раздайте детям и попросите их нарисовать то животное, которое они получили. Пока они этим заняты, поставьте в круг стулья, на один стул меньше, чем детей. Дети занимают стулья, а один из играющих становится укротителем диких зверей. Он медленно идет по кругу и называет подряд всех животных. Тот, чье животное названо, встает и начинает медленно идти вслед за своим укротителем. Как только укротитель произносит слова: «Внимание, охотники!», все играющие, включая укротителя, стараются занять пустые стулья. Тот, кому места не хватило, становится укротителем диких зверей.

Для игры необходим большой таз с водой. В таз бросают несколько яблок, а затем игрок встает на колени перед тазом, держа руки за спиной, и пытается зубами поймать яблоко и достать его из воды. Поскольку дети почти наверняка расплескают воду и забрызгаются сами во время игры, лучше проводить ее на улице, а детей одеть в что-то, что не линяет и не промокает.

Это достаточно старая игра, в ней используется по традиции предмет, который дети, возможно, раньше никогда не видели. Прищепку для белья можно заменить монетой, конфетой или другим небольшим предметом. Дети по очереди становятся но колени на стул и пытаются забросить небольшой предмет (который вы выберите для игры) в коробку или корзину. Тот, кто смог забросить большее количество предметов в корзину, победил. Если в игре используются конфеты, ребенок в конце игры забирает все, что попало в корзину, в качестве приза.

Эту игру лучше проводить на улице, в просторном и ровном месте, и желательно, чтобы играло побольше народу. Дети выбирают ведущего, а остальные садятся на землю в круг. Ведущий начинает медленно идти с наружной стороны круга, дотрагивается рукой до каждого игрока и говорит слово «утка» или «гусь». Если игрока назвали уткой, он продолжает спокойно сидеть, если гусем, он вскакивает и догоняет ведущего, пока тот не успел занять свободное место гуся. Если ведущему это удается, в следующем кону водит «гусь».

В качестве подготовки к игре возьмите пуговицу, проденьте в нее леску или проволоку и сделайте кольцо такой величины, чтобы дети могли сесть вокруг этого кольца и взяться за него руками. Один из игроков – ведущий, он находится вне круга. По сигналу дети начинают передавать друг другу пуговицу по проволоке таким образом, чтобы ведущий не догадался, у кого она в данный момент. Кого поймают с пуговицей в руке – тот водит в следующем кону.

Дети выбирают ведущего, он на одну минуту покидает комнату, а в это время дети назначают «главного». Когда ведущий возвращается, по его команде «главный» начинает делать различные движения, например, качать головой или топать ногой, а дети должны повторять эти движения за «главным». Они должны это делать так, чтобы ведущий не догадался, кто эти действия придумывает. Задача ведущего – попытаться быстро отгадать, кто «главный», и если это ему удалось, то «главный» становится ведущем в следующем кону.

Это эстафета, она похожа на игру «Собери коробочку». Дети делятся на две или более команд, каждой команде выдается пластмассовый стаканчик с водой. На определенном расстоянии от старта устанавливается большая кастрюля или ведро. По сигналу участники обеих команд начинают эстафету. Они бегут со стаканом воды в руках к кастрюле и выливают в нее воду. Затем игроки как можно быстрее бегут к своим командам и передают стаканчики следующему участнику. Стаканчик наполняется водой из шланга или другого источника (обе команды используют один шланг для большего веселья), и игрок снова бежит к кастрюле. Выигрывает команда, первая наполнившая ведро водой.

Игра предназначена для малышей, в нее лучше играть на улице, где много места. Дети выбирают ведущего. Его задача состоит в том, чтобы придумать и выполнить такие действия, которые было бы трудно повторить остальным играющим, например, перепрыгнуть через что-то, попрыгать 50 раз на одной ноге и т. д. Кто не сумел повторить за ведущим – выбывает из игры. Можно также ввести правило, что дети водят по очереди, тогда из игры никто не выбывает, все играют просто ради веселья.

Дети садятся в круг. Один из игроков получает лист бумаги с написанным на нем предложением или кто-либо из взрослых говорит ему это предложение на ухо (в случае если ребенок не умеет читать). Далее игрок шепчет на ухо соседу то, что он услышал или прочел, тот – следующему и так далее, по кругу. Последний игрок произносит предложение вслух, а потом вы зачитываете первоначальный вариант. То, что получилось у детей, обычно сильно отличается от вашего варианта!

Это очень простая игра, и, что самое главное, в нее никто не проигрывает. Задача игроков состоит в том, чтобы не засмеяться. Дети садятся или становятся в круг, и один из игроков произносит как можно более серьезно: «Ха!». Следующий говорит: «Ха-ха!», третий – «Ха-ха-ха!», и так далее. Тот, кто произнесет неправильное количество «Ха» или засмеется – выбывает из игры. Игра продолжается, а те, кто выбыл, стараются делать все, чтобы рассмешить оставшихся в кругу игроков (только не дотрагиваясь до них). Кто засмеется последним – победил.

Игроки становятся напротив друг друга, ноги на ширине плеч, правая нога одного участника находится рядом с правой ногой второго участника. Затем они сжимают правые руки и по сигналу начинают толкать или тянуть друг друга, пытаясь заставить другого потерять равновесие. Кто первый сдвинулся с первоначальной позиции – проиграл.

В этой игре принимает участие 8 или более человек. Необходимо иметь 1 монету в 10 рублей или 1 рубль (для маленьких). Дети делятся на две команды и садятся напротив друг друга за длинный стол. Одна команда получает монету, и дети передают ее друг другу под столом. Командир противоположной команды медленно считает до десяти (можно про себя), а затем говорит: «Руки вверх!» Игроки команды, передававшей монету, тут же должны поднять руки вверх, причем руки сжаты в кулаки. Затем командир говорит: «Руки вниз!», и игроки должны положить руки ладонями вниз на стол. Тот, у кого монета, старается прикрыть ее ладонью. Теперь игроки противоположной команды совещаются, решают, у кого монета. Если они отгадали правильно, монета переходит к ним, если нет – остается у той же самой команды. Выигрывает та команда, которая большее число раз правильно угадало, у кого находится монета.

Существует много вариантов этой игры. Раздайте детям пять игральных карт, орешков в скорлупе, соломинок для питья воды и т. д. и попросите их попасть этими предметами в шляпу, стоя на определенном расстоянии от мишени.

На полу чертят из одного центра три круга диаметром в 1, 2 и 3 шага. В кругах пишут числа 10, 5 и 3; чем меньше круг, тем больше число. Играющий становится в самый маленький круг. Ему дают спичечную коробку и завязывают глаза, подложив под повязку полоску чистой бумаги. Играющий идет в любом направлении 8 шагов и, повернувшись кругом, делает столько же шагов обратно. Остановившись, он кладет коробку на пол и снимает с глаз повязку. Каким числом обозначен круг, в который положена коробка, столько очков засчитывается играющему. Коробка может оказаться на черте между кругами, тогда выигрыш приравнивается к меньшему из двух чисел. Если играющий, возвращаясь, сильно отклонится в сторону и положит коробку за пределами кругов, с его счета сбрасывается 5 очков. Каждый участник игры, когда до него дойдет очередь, при желании имеет право заранее указать, в какой круг он положит коробку. При этом условии в случае удачи играющему засчитывается количество очков, вдвое большее того числа, которым обозначен круг; если же играющий ошибется и положит коробку не в тот круг, который он указал, то ни одного очка ему не засчитывается.

Из плотной материи шьют пять-шесть мешочков размером 6×9 см. Мешочки туго набивают недробленым горохом и зашивают их через край. На пол ставят табуретку и в 4–5 шагах от нее отмечают черту. С черты играющий бросает три мешочка, по одному, с таким расчетом, чтобы мешочек упал на табуретку и остался на ней. Каждый раз, когда играющему удастся это сделать, ему засчитывается 1 очко. Организатор игры стоит возле табуретки и, если на ней остается мешочек, немедленно снимает его. Выигрывает тот играющий, который раньше других наберет 10 очков.

Держа руки за спиной, играющие становятся плечом к плечу по кругу. У одного из них в руках «шапка-невидимка» – треуголка, сложенная из листа бумаги. Водящий – в середине круга. По сигналу участники игры начинают передавать за спиной шапку друг другу, стараясь делать это так, чтобы водящий не знал, у кого она находится. Водящий ходит по кругу и зорко следит за движениями играющих. Время от времени он останавливается и, указывая на одного из игроков, громко говорит: «Руки!» Тот, к кому обращается водящий, должен сейчас же вытянуть руки вперед. Если при этом шапка окажется у игрока, он сменяет водящего. В минуту опасности нельзя бросать шапку на пол. Нарушивший это правило выходит из игры. Любой участник игры, когда к нему попадет шапка, может надеть ее себе на голову, если только водящий не обращает на него внимания или находится не очень близко. Секунду покрасовавшись в шапке, надо снять ее и пустить по кругу. Если водящий запятнает, когда шапка на голове, придется уступить ему свое место, а самому водить.

Традиционно в игре использовался настоящий картофель, но его можно заменить на теннисный мячик или волейбольный мяч. Дети садятся в круг, ведущий находится в центре. Он бросает «картошку» кому-нибудь из игроков и тут же закрывает глаза. Дети перебрасывают ее друг другу, желая как можно быстрее от нее избавиться (будто это натуральная горячая картошка). Вдруг ведущий командует: «Горячий картофель!» Тот, у кого в данный момент оказалась в руках «горячая картошка» – выбывает из игры. Когда в кругу остается один человек, игра прекращается, и этот игрок считается победившим.

Эта игра знакома всем, в нее, как правило, играют двое. Каждый из игроков на счет «три» изображает рукой какую-либо фигуру – камень (сжатый кулак), бумагу (открытая ладонь) или ножницы (два пальца, вытянутые буквой). Победитель определяется так: ножницы разрежут бумагу, бумага обернет камень, камень затупит ножницы. За каждую победу участник получает одно очко, выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Эту игру, как и другие подвижные игры, лучше проводить на улице, с большим количеством игроков. Дети встают в круг, берутся за руки, а ведущий медленно идет внутри круга. Внезапно он останавливается у любых двух игроков, разжимает их руки и произносит: «Беги, а то останешься без ужина!» Двое игроков начинают бежать вокруг круга детей в противоположных направлениях, а ведущий – становится в круг вместо одного из игроков. Кто первый заполнит пустое место в кругу – победил, второй же игрок становится ведущим.

Эта игра – противоположный вариант «пряток». Игроки закрывают глаза и считают до 10, пока ведущий убегает и прячется. Через некоторое время один из игроков идет на поиски ведущего и если не находит его за одну минуту – выбывает из игры. Если же он нашел ведущего, то прячется вместе с ним. Далее на поиски ведущего выходит следующий участник, и тоже, если находит его, прячется, если нет – выбывает. Игра продолжается до тех пор, пока из игры не выйдет последний человек или пока все не спрячутся вместе с ведущим, словно сельди в бочке. Главное при этом – не засмеяться!

Игроки делятся на две команды, каждая команда получает запечатанный конверт с «секретным» заданием – разыскать другой пакет, в нем – указания, как отыскать следующий, и т. д. (Каждой группе даются разные задания и конверты). Если дети помладше, конверты можно спрятать дома или во дворе. Для детей постарше задание можно усложнить спрятать все конверты, кроме последнего, вне дома. При этом в предпоследнем пакете будут содержаться указания, кок обнаружить последний «секретный пакет» в квартире.

Все ребята знают юлу. С юлой можно затеять веселую игру. 5–6 ребят становятся в кружок. Один берет фанеру такой величины, как тетрадь, запускает на ней юлу и быстро говорит: «У меня была юла, поюлила и ушла». Сказав эту скороговорку, нужно сейчас же передать фанерку с юлой соседу справа. Так юла переходит от одного играющего к другому; передавать ее дальше можно только тогда, когда скажешь скороговорку. У кого-то из ребят юла упадет боком на фанерку и «замрет». Тогда все кричат: «Юла замерла!» Тот, у кого на руках замрет юла, считается «зевакой», – он передает юлу вместе с фанеркой своему соседу, а сам скачет по кругу на одной ножке. Когда зевака доберется до своего места, его сосед запускает юлу, и игра продолжается. Смотрите, как бы, передавая фанерку, не уронить юлу на пол: кто уронит юлу, тоже становится зевакой – ему придется скакать на одной ножке

Все, что нам остается от дет­ства, - это несколько старень­ких игрушек, потрепанный дневник и несметные сокро­вища в виде значков или обер­ток от жвачек Turbo и Donald Duck. При взгляде на них испытываешь легкую грусть. Неужели все прошло и ничего не вернуть?.. Как бы не так! Есть еще игры, в которые мы играли в детстве.

Да, правила слегка позабылись. Ну и пусть! Отправля­ясь на шашлыки или просто на природу, можно (и даже нужно) позволить себе впасть в детство. Для вас и ваших ребя­тишек - лучшие подвижные игры для детей на свежем воздухе 1980-90-х!

Резиночки

Сейчас эта игра не так популярна среди девочек. А в наше время все было по-другому. Вспомним? Итак, главный и единственный инвентарь - обыч­ная бельевая резинка длиной около 2,5 метра, связанная в кольцо. Впрочем, сейчас продаются и специально предназначенные для прыгания. В игре участвуют не меньше трех человек. Двое натягивают резинку, надевая себе на ноги, а тре­тий выполняет различные комбинации прыжков через нее.

Начинают игру с самых простых и пос­тепенно их усложняют. Каждая комбинация отра­батывается на нескольких уровнях: по косточки, по лодыжки, по колени, по ягодицы. Если участ­ник ошибся, приходит очередь другого. Некоторые прыжки имеют названия - «пешеходики», «бантики», «березка». Самое простое упражнение заключается в следующем: нужно перепрыгнуть дву­мя ногами через одну резинку, потом через другую.

Выбивалы

Для этой забавы нужен нетя­желый мягкий мячик, иначе, попадая в малышей, он по­просту может сбить их с ног. Итак, для начала выбирают двоих выбивал, которые ста­новятся по краям поляны друг против друга. Остальные иг­роки располагаются в центре. Их задача - увернуться от ле­тящего мяча. Если выбивале удается кого-то задеть, тот выходит из игры. Но даже если так случилось, товарищи могут его спасти. Для этого нужно поймать мяч на лету и отдать его любому выбывшему. Игра считается законченной, когда «выбиты» все игроки.

Это весьма полезная забава и для взрослых (они теряют ненавистные килограммы), и для малы­шей (улуч­шает координацию).

Ручеек

Количество играющих должно быть нечетным. Все разбиваются на пары и становятся друг за другом, взявшись за руки и высоко подняв их. Водящий входит в этот живой коридор, выбирает себе кого-то из играющих и встает в его конец. А освободившийся игрок становится водящим. Чем быстрее «течет» ручеек, тем веселее.

Такая простая игра оказывается еще и очень смешной. Ведь взрослым дядям и тетям непросто пройти под мостиком из маленьких детских ручек. Эта забава отлично сплачивает участников

Квач

Эту игру знают еще как догонялки, са­лочки, колдунчики. Чтобы силы участ­ников были равными, в нее лучше иг­рать или только взрослым, или исклю­чительно ребятишкам. Вначале выбирают ведущего. Он счи­тает до условленного числа (обычно до 10), а остальные игроки разбега­ются в разные стороны (не слишком далеко). Задача ведущего - догнать и коснуться каждого из них. Те, до ко­го он дотронулся, замирают на месте. Когда все игроки «осалены», послед­ний объявляется ведущим.

Есть и более простой вариант игры. Но зато он гораздо динамичнее. Ве­дущим становится тот, кого первого догнал и коснулся колдунчик.

Если ты видишь, что малыш долго не может никого «осалить», то стоит вме­шаться и поменять ведущего. Иногда карапузы нарушают правила: бегают, хотя до них дотронулись; прячутся за деревья, чтобы их нельзя было уви­деть; толкают товарищей. Взрослые должны объяснять своим сыночкам и дочкам, что так игра превращается в беспорядок и через какое-то время всем станет неинтересно.

Море волнуется - раз

Ведущий произносит маги­ческое заклинание: «Море волнуется - раз, море вол­нуется - два, море волнует­ся - три», а затем называ­ет, какая фигура должна замереть на месте. На­пример, морская. Если он разгадал все фигуры, выбирается новый веду­щий, а если нет - ему при­дется водить заново.

Рыбаки и рыбки

Малыши резвятся вовсю? Дай взрослым немного передох­нуть, а сама предложи ребятишкам поиграть в рыбака и рыбок. Возьми в руку один конец скакалки, наклонись и начинай крутиться на месте так, чтобы скакалка проно­силась низко над землей. Малыши должны через нее перепрыгивать. Кого она коснулась, тот пойман. Победитель - последняя «рыбка».

Съедобное- несъедобное

Все становятся в круг. Ведущий (в центре) бросает мяч одному из игроков, произнося какое-нибудь слово. Если оно означает что-то съедобное, мяч следует поймать и вернуть обратно. Если же на­званный предмет есть нельзя, мяч, соответственно, не нужно ловить. Игру можно усложнять или упро­щать. Например, называть только цветы, деревья или животных.

На эту забаву похожа «Горячая картошка ». Пусть кто-то из взрос­лых начнет петь любую детскую песенку. В это время участники будут бросать мяч друг другу. Когда песенка прервется, тот, у кого оказалась «горячая картош­ка», выходит из игры. Если малыши сильно расстраи­ваются из-за того, что выбывают, не выводите их из круга. Просто повеселитесь все вместе, бросая мячик. Кстати, песенку могут ис­полнять не только взрослые…

Фрисби

Есть множество игр, в которых используется пластмас­совая летающая тарелка. Ею можно сбивать находящи­еся на расстоянии предметы (наподобие городков), или перекидывать ее между всеми участниками. Если вы возьмете две тарелки, то сможете поупражняться в ловкости, быстро бросая их друг другу одну за другой.

Вожатый, вожатый, подай пионера!

Если в игре будут участвовать взрослые, то им придется под­даваться малышам. Ведь силы неравные. Правила такие: игроки делятся на две команды и выстраиваются в шеренги друг против друга. Расстояние между ни­ми должно быть не меньше 4-5 м. Члены команд берутся за руки. Лучше, если хоть одну ручку ребенка будет держать кто-то из взрослых. Для безопасности!

Первая команда кричит: «Вожатый, вожатый, подай пионера!» Вторая в ответ: «Кого?» Первая: «Васю!»

Мальчик выходит из своей шерен­ги и бежит на «врагов», намерева­ясь разбить цепь. Если получилось, то он забирает любого из двоих игроков, чьи руки он разбил. Если попытка оказалась тщетной, то он остается в чужой команде, удлиняя ряд. Игра завершается тогда, когда в одной из команд больше не остается игроков. Ребятишки могут поинтересоваться, кто такие пионеры и почему вожатые должны их подавать. Приго­товься ответить!

Воздушный змей

Ваша компания расположи­лась на открытом пространстве? Вы сможете порадовать детвору, запустив воздушного змея. Делать это лучше вдвоем.Разместитесь так, чтобы ветер дул в спину тому, кто держит веревку, и соответственно в лицо помощнику. Разматывая веревку, отойди от товарища на 20-25 метров. За­няв позиции, натяните ее. Потяни за нее, когда почувствуешь порыв ветра, а помощник в это время должен отпустить воздушного змея, слег­ка подбросив его носом вверх.

Если запуск прошел удачно, то игрушка поднимется в небо и будет там парить. Ветер осла­бевает и воздушный змей начинает падать? Потяни веревку на себя. Для того чтобы опустить змея, необходимо просто смотать ее на катушку.

Перетягивание каната

Снова нужно разделиться на две команды. Желательно, чтобы силы в них были при­мерно равными. Игроки обеих групп хватаются руками за противоположные концы длинного каната или веревки. Выигрывают те, кому удается перетянуть противника за черту, проходящую в районе середины каната. В этой игре существуют и запре­ты. Так, не разрешается оборачивать веревку вокруг тела или облегчать себе задачу, садясь на корточки. Совсем крошкам в этой забаве лучше не участвовать - есть риск получить травму. Вдруг на ребенка кто-то упадет или наступит?

Перетягивать канат обожают взрослые. Сыграйте в эту игру «на желание». Какое? На­пример, проигравшая команда дружно изображает курочек. Вот малыши повеселятся!

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: