Человек который играет в бильярд называется. Как научиться правильно выполнять разные виды ударов в бильярде: видео

СЛОВАРЬ БИЛЬЯРДНЫХ ТЕРМИНОВ

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
БЕК – Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985 году, в ее состав входит 17 государств.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС – Всемирный бильярдный союз. Основан в 1959 году и объединяет бильярдные конфедерации Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока.
Видно или не видно шара – когда видна или не видна точка прицела.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта. Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» - шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Король – так условно называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» - игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – положить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера)- тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не касается друг их бортов.
Пропих – один из запрещенных ударов.
Прямой шар – биток с места катится в неожиданном для игрока направлении.
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – тонкий удар битком в край прицельного шара.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название отечественного лузного бильярда.
Свободный удар – удар по шару, стоящему не у борта.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
«Три борта» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков)
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

ГЛОССАРИЙ

Глоссарий бильярдных английских терминов (пирамида, снукер, пул, карамболь)

Angled - находится за губой лузы (применительно к битку).
Angle shot - удар на резке.
Apex of triangle - вершина пирамиды, вершинный шар.
Around the table - удар, при котором биток касается нескольких бортов (в том числе двух коротких).
Balance point - продольный центр тяжести кия.
Ball in hand
Ball on - очередной цветной шар (в смысле «не-красный»).
Bank shot - дуплет, триплет и т.д.
Bed of table - плита стола.
Billiard
Blind draw - метод жеребьевки.
Bottom cushion - передний борт.
Break - подбивка кластера.
Break - серия.
Break ball - («Стрейт пул») шар для подбивки.
Bridge - кистевой упор.
Bumper - бампер турника кия.
Butt of cue - турник кия.
Butt plate - чашка турника кия.
Call shot - заказ.
Called ball - заказной шар.
Called pocket - заказная луза.
Carom - каромболь.
Center spot
Center string - центральная отметка стола.
Chalk - мел.
Check side - внутренний винт.
Chuck nurse - хлебная кормушка.
Cluster - кластер.
Clean bank - («Бортовой пул») чистый дуплет, триплет и т.д., при выполнении которого заказанный прицельный шар прежде чем упасть в лузу не коснулся других шаров.
Clear ball - непомеченный биток.
Combination - комбинационный удар.
Combination on - два (или более) шара, соориентированных в сторону лузы. Очевидно подразумевается, что прямая соединяющая центры шаров смотрит в лузу и расстояние между шарами небольшое. Так же называется Dead combo или On combo.
Combination on - комбинационный удар.
Contact point - точка соударения битка и прицельного шара.
Corner-hooked - находится за губой лузы (применительно к битку). см. также Angled
Count - очко, результативный удар.
Count, the - текущий счет игры.
Cross corner - дуплет в угловую лузу.
Cross side - дуплет в среднюю лузу.
Cross table shot - удар, при котором биток пересекает стол касаясь при этом длинных бортов.
Crotch - треугольная зона в каждом угле стола при игре в прямой карамболь, в которой разрешается набирать не более трех очков подряд. После этого по крайней мере один прицельный шар должен покинуть зону. Это ограничение не позволяет игроку делать длинные серии с использованием???угловой кормушки.
Crutch - то же, что и Mechanical B ridge
Cue - кий.
Cueball - биток.
Cueball in hand - право установить биток в любом месте стола, после нарушения противника.
Cueball in hand behind the head string - право установить биток в любом месте зоны "дома", после нарушения противника.
Cueball in hand within the D См. Сueball in hand within the half-circle.
Сueball in hand within the half-circle
- право установить биток в любом месте сектора, после его падения в лузу или выскакивания за пределы стола.
Cue tip - наклейка на конце кия.
Cushion - пругая борт.
Cut - резка.
Cut shot - удар на резке.
D Сектор
Dead ball - лобовое (или на толстой резке) соударение битка и прицельного шара. При этом вся (или почти вся) поступательная энергия битка передается прицельному шару.
Dead ball shot - удар, при котором, вся или почти вся поступательная энергия битка передается прицельному шару. Также в данной ситуации употребляется термин kill shot.
Dead combination См. Combination on
Diamonds - бриллианты.
Double - дуплет.
Double bank - триплет.
Double elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после двух поражений (в верхней и в нижней сетках).
Double hit - двойной удар.
Double round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет c каждым дважды.
Draw shot - оттяжка.
Drop pockets - обычная луза (без механизма автовозврата шаров).
English - боковик, винт.
Feather shot - удар на чрезвычайно тонкой резке.
Ferrule - наконечник.
Follow shot - накат.
Follow-through - сопровождение (кием битка).
Foot of table - задняя половина стола.
Foot spot - задняя отметка стола.
Foot string - задняя линия стола.
Foot rail - задний борт.
Force draw - сильная оттяжка. Термин обычно применяется для обозначения оттяжки на резке. В этом случае биток сначала сильно отбрасывается в направлении тангенсной линии, и только потом обратное вращение искривляет траекторию движения.
Force follow - сильный накат. Термин применяется в случае, когда биток после контакта с прицельным шаром останавливается (или отбрасывается по резке), а затем, за счет верхнего вращения, резко набирает скорость.
Foul - фол, нарушение.
Foul stroke - удар, во время которого было допущено нарушение.
Frame - аналог партии в снукере.
Free ball - игровая ситуация когда в качестве очередного может быть выбран любой шар (подробное объяснение см. в Правилах «Снукера», п.22).
Free break - начальное разбитие пирамиды, при котором можно достигнуть хорошего распределения шаров по поверхности стола, без какого-либо риска или возможности нарушить правила. Более подробно данный аспект рассматривается в правилах конкретных игр.
Frozen - шар, стоящий вплотную к другому шару или борту.
Full ball - лобовое соударение битка и прицельного шара.
Game - партия.
Game ball - партионный шар.
Gather shot - собирательный удар.
Grip - хватка. Манера держать турник кия при ударе.
Gully table - стол с системой автовозврата шаров.
Handicapping - фора. Гандикап.
Head of table - передняя часть стола.
Head rail - передний борт.
Head spot - передняя отметка стола.
Head string - передняя линия стола.
Hickey - (Снукерный гольф) фол, нарушение.
Hide - поставить маску.
High run - наибольшее количество очков, сыгранное за одну серию.
Hold
Hold-up english - то же, что и Reverse english.
Hook - ставить маску.
Hooked - быть замаскированным.
Inning - игровой подход.
In hand - то же, что и Cueball in hand.
In hand behind the head string - то же, что и Cueball in hand behind the head string.
In-off - падение битка в лузу. См. также Scratch.
Inside english - внутренний винт. См. также Check side
Insurance ball - шар для подстраховки. См. также Key ball, Break ball.
In the rack - («Стрейт пул») шар, который мешает установке пирамиды.
Jaw - губа лузы.
Jawed ball - шар, который забившись между губами не упал в лузу.
Joint - стык разборного кия.
Jump shot - перескок.
Jumped ball - выскочивший шар.
Key ball - ключевой шар. См. также Insurance ball, Break ball.
Kick shot - абриколь.
Kill shot - то же, что и Dead ball shot
Kiss - соударение между шарами. Каромболь. См. также Kiss shot
Kiss shot - удар карамболем.
Kiss-out - нежелательное соударение шаров, которое привело к промаху.
Kitchen - жаргонное название области дома.
Lag - удар, при котором биток отражается от трех и более бортов прежде чем коснуться прицельных шаров.
Lag for break - розыгрыш начального удара.
Leave - расположение шаров после удара игрока.
Legal object ball - очередной шар.
Long - термин, который обычно используется применительно к шару (Long ball), что бы показать что его пройденный путь удлинняется из-за бегущего винта.
Long string - линия выставления шаров.
Loop bridge - закрытый упор.
Losing hazard - падение битка в лузу после контакта с прицельным шаром. Результативный удар («свояк») в английском бильярде.
Lot - жребий.
Manufacture - наигрыш.
Masse shot - массе.
Match - матч, сет.
Mechanical bridge - машинка.
Miscue - кикс.
Miss - промах.
Miss - ситуация в снукере, в которой, по мнению судьи, игрок намеренно промахнулся по очередному шару. При этом судья объявляет фол.
Natural - удар, который просто представить, расчитать и выполнить.
Natural english - естественный бегущий винт.Небольшой винт, который компенсирует потерю скорости и сужение угла отражения битка после контакта с бортом.
Natural roll - естественное качение шара.
Nip draw - короткий резкий удар оттяжкой. Такая техника используется для того чтобы избежать повторного контакта битка с наклейкой кия, и как следствие к фола (в ситуации с близкостоящими битком и прицельным шаром.)
Nurses - кормушка.
Object ball - прицельный шар.
On ball - то же, что и Ball on.
Open break - открытое разбитие пирамиды.
Opening break shot - начальный удар.
Open bridge - открытый упор.
Open table - («Восьмерка») открытый стол.
Outside english - внешний винт.
Peas - маленькие шары, пронумерованные от 1 до 15 или 16. Используются в некоторых играх.
Pills - то же, что и Peas.
Plant - позиция из двух или нескольких красных шаров, позволяющая выполнить комбинационный удар.
Pocket - луза. Забивать прицельный шар в лузу.
Position - выход, делать выход.
Pot - забивать прицельный шар лузу.
Powder - тальк или мягкий мел.
Power draw shot - то же, что и Force draw.
Push shot - пропих.
Push-out - («Девятка») выкат.
Pyramid - пирамида шаров.
Pyramid spot - отметка, на которой размещается вершинный шар пирамиды.
Race - матч, сет.
Rack - пирамида. Ставить пирамиду.
Rail - поручень.
Rail shot - то же, что и Bank shot
Red ball - прицельный шар.
Rest - машинка.
Reverse english - обратный винт.
Round robin - условия проведения турнира, при которых каждый участник играет с каждым один раз.
Running english - бегущий винт.
Running side - бегущий винт.
Run - серия.
Run-out - последний (победный) игровой подход, серия.
Safety - отыгрыш.
Scratch - заработать очко по фуксу.
Scratch - падение битка в лузу.
Screw - оттяжка.
Seeding - размещение игроков в заранее определенных местах турнирной сетки - посев, сеянье.
Set - матч, сет.
Shaft - шафт.
Short - термин, который обычно используется применительно к шару (Short ball), что бы показать что его пройденный путь укорачивается из-за обратного винта.
Short-rack - обобщающее название игр, в которых используется неполная пирамида (девятка, десятка и т.д.)
Shot - удар.
Shot making ability - кладка.
Side - винт, боковик.
Single elimination - условия проведения турнира, при которых участник выбывает после одного поражения (олимпийская система).
Skid shot - ползунок
Snooker - маска.
Snookered - быть замаскированным другими шарами (применительно к битку).
Speed - размер удара.
Split hit - удар, при котором невозможно определить какого из двух шаров биток коснулся первым.
Spot - отметка.
Spot - фора, гандикап.
Spot ball - один из битков помеченный черной точкой.
Spot shot - удар с руки из дома по прицельному шару находящемуся на задней отметке (см. поясняющую схему). В пуле такой удар считается средним по сложности и принят за некую точку отсчета.
Spotting balls - выставление шаров.
Stalemated game - патовая позиция.
Stance - игровая стойка.
Stop shot - остановка. Удар с остановкой битка.
Straight Rail Billiards - игра Прямой карамболь.
Striker - игрок, выполняющий удар.
Stroke - удар.
Stun shot - удар на небольшой резке, при котором биток после контакта с прицельным шаром немного смещается по тангенсной линии.
Successive fouls - несколько последовательных фолов.
Table in position - ситуация, когда положение прицельных шаров во время удара не меняется.
Tester - технически сложный удар.
Three cushion - трехбортный каромболь.
Throw - отброс прицельного шара.
Throw shot - удар с отбросом прицельного шара.
Time shot - удар с динамическим наигрышем.
Top cushion - задний борт.
TPA - величина обратная количеству ошибок, допущенных игроком.
Triangle - треугольник.
V-bridge - то же что и Open bridge.
Weight - уровень игры (жаргон).
Wrap - обмотка турника кия.

При составлении указанного материала использовались книги:
Балин И.В. «Бильярд»
Бирковский В.В. «Бильярд: спорт, отдых, развлечение»

Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

БЕК - Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985г., в нее входит 17 государств.

БИЛЛИЯ - серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров (см.также С КИЯ).

Биток - шар, по которому производится удар наклейкой кия. Когда биток падает в лузу от соударения с прицельным шаром, используется термин «свой» или «свояк».

Боковик - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик. (см. также Дуговик и Винт).

ВБС - Всемирный Бильярдный Союз. Основан в 1959 году, объединяет пять бильярдных конфедераций (Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока).

В лоб - удар битком в центр прицельного шара.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Вразрез - удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Дуговик - специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую (см. также Боковик и Винт).

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Зайцы - два стушеванных шара.

Заказ шара - В спортивном бильярде применяются «джентльменский» заказ и заказ «шар - луза». При «джентльменском» заказе от игрока перед ударом не требуется никаких пояснений по поводу планирования удара. Игрокам засчитываются все шары, упавшие в лузы, если после соударения битка и прицельного шара любой из них (биток или прицельный шар) упал в лузу напрямую - без соударения с другими шарами и бортами. При заказе «шар - луза» игроку необходимо перед ударом назвать или указать конкретный шар и конкретную лузу, в которую он намерен сыграть (забить) этот шар. Если удар при этом планируется комбинированным (шарами, от шаров или бортов), пояснять этого не требуется. Если заказанный шар забит (упал) в лузу, все шары, упавшие в лузы при этом ударе без заказа, также засчитываются, если правилами конкретных игр не предусмотрено другого. Заказывать можно один конкретный шар. В заказных играх шары, упавшие в лузы без заказа (случайно), кроме тех которые предусмотрены заказом, не засчитываются и выставляются на точки или линию возврата.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар - объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

ЗАПРЕЩЕННЫЕ УДАРЫ - НАЖИМ, ПРОПИХ И ДВОЙНОЙ УДАР.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Игровая поверхность стола - покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан - отражение шара от четырех бортов.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Кладка - падение в лузу прицельного шара.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

КОНТРПАРТИЯ - решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Сокращенно называется контровая или контра.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

КОРОЛЬ - так условно называется бильярдист, играющий один против двух (пары) (см. также ПРИНЦ).

Краузе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Этот вид дуплета называется также Оборотний (см. также Дуплет).

Мазик - предмет бильярдного инвентаря. Мазиком ударяют вместо кия по битку.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

МАСКА- когда шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком. Иногда в таких случаях говорят, что шар «замазан».

МАССЕ - один из особых ударов.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

МЕРТВЫЙ ШАР - когда шар стоит в губах лузы и достаточно малейшего по нему толчка, чтобы он упал. О таком шаре говорят еще, что он ВИСИТ НАД ЛУЗОЙ.

НАЖИМ - один из запрещенных ударов.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Оборотний (Краузе) - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отразившись от борта, пересекает линию движения битка.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара. Отыгрыш - позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

ОТЫГРЫШ -оборонительная тактика, при которой удар делается с расчетом затруднить исполнение удара противником (поставить биток к борту и подальше от прицельных шаров, прикрыть биток шарами и т. п.).

ПЕРЕСКОК - один из особых ударов.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линяя - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Пирамида - разновидность мирового лузного бильярда, она популярна на территории России и прилегающих государств. «Пирамиду» в основном отличает от других лузных бильярдов сравнительно строгие лузы и игра «своих» шаров. а) Строгие лузы. Соотношение размеров «луза-шар» в «Пирамиде» близко к единице. Для пула и снукера это соотношение близко к двум, т.е. диаметр шара почти вдвое меньше размера лузы. «Пирамида» требует большой точности, и это накладывает особый отпечаток на характер игры. б) Игра «своих» шаров - цель в большинстве игр в «Пирамиде», а в пуле и снукере - штраф. Отсюда, естественно, стремление игроков «Пирамиды» освоить технику забивания «свояков». Как утверждают большинство любителей «Пирамиды», именно от «свояков» они и получают наибольшее удовольствие в игре. Кроме этого словом «пирамида» обозначаются: а) фигура, образуемая прицельными шарами в исходном положении перед началом игры; б) основная часть в названиях видов игр в «Пирамиду».

ПИСТОЛЕТОМ (тычком) - один из способов игры одной рукой.

Подставка - положение шаров, когда сыграть результативно не составляет труда.

Поставить на точку - когда шар в определенных случаях ставят на одну из трех основных точек бильярда. Прицельный шар - шар, по которому производится удар битком. Когда прицельный шар падает в лузу вследствие удара по нему битком, используется термин «чужой» или «чужак»

ПРИНЦ - так условно называется каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного противника (см. также КОРОЛЬ).

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

ПРОПИХ - один из запрещенных ударов.

Расход - прекращение незаконченной партии по обоюдному согласию партнеров.

Резка - удар битком очень тонко в край прицельного шара. Отсюда выражения: «перерезать» - когда играемый шар взят под более острым углом к принимающей лузе и «недорезать» - когда шар взят под более тупым углом.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

РУССКИЙ БИЛЬЯРД - так называется в литературе наш отечественный лузный бильярд.

Свой - см. БИТОК.

Результативный удар - правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

СУХАЯ (партия) - партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.

Сыграть воздухом - очень тонко задеть битком прицельный шар.

Точки (линия) возврата - Для введения шаров в игру, в соответствии с правилами конкретных игр, используются нумерованные точка на игровой поверхности стола, они именуется также точками возврата. Шары выставляются на точки возврата по убыванию их номеров: № 3, № 2, № 1. Если в точке с большим номером нельзя установить шар, то шар ставиться на точку с предшествующим номером. Если свободных точек не хватает для выставляемых шаров, то используется линия возврата, которая представляет собой часть осевой линии от задней точки до заднего борта. Шары устанавливаются на точки и линию возврата так, чтобы они не касались других прицельных шаров. Если линии возврата не хватает для установки выставляемых шаров, то она продолжается от задней точки к переднему борту.

Точка падения шара - Конструкция луз на пирамидных столах предполагает скошенный край на границе основания плиты и выреза лузы. Шар падает в лузу, достигнув этого скоса, хотя проекция центра шара ещё не пересекла границу выреза лузы. Точка у края лузы, от которой начинается скатывание шара в лузу, называется точкой падения шара.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

«ТРИ БОРТА» - один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде; разыгрывается на чемпионате мира.

Труабан - отражение шара от трех бортов.

Турняк - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.

Удар на резке - удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

ФОЛ - любое нарушение Правил в бильярдном спорте.

ФБСР - Федерация бильярдного спорта России, образована в 1988 году, сегодня объединяет около 60 региональных федераций бильярдного спорта и является основным организатором бильярдного движения и бильярдного спорта в России.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.

Фукс (Дурак) - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Чужой (шар) - см. ПРИЦЕЛЬНЫЙ ШАР.

ШТОС - вид удара.

ЭФФЕ - удар кием, придающий боковое вращение шару.


Абриколь - удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.

Биток - шар, по которому наносят удары кием в процессе игры.

Боковик - удар кием по битку в точки, лежащие по левую или правую стороны от центральной вертикальной линии. Возможен левый боковик и правый боковик.

Винт - децентрированный удар по битку, при котором биток наряду с поступательным получает также и вращательное движение.

Выход - удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар так, что его легко можно сыграть.

Вразрез -удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.

Выскочивший шар - шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.

Дом - часть игровой поверхности стола между передней линией и передним бортом.

Дуплет - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется о борт, а затем попадает в лузу.

Задняя линия - линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.

Заказ - требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.

Заказная луза - объявляемая в заказе луза, в которую играющий намерен положить прицельный шар.

Заказной шар -объявляемый в заказе конкретный прицельный шар, который играющий намерен сыграть в заказную лузу.

Игровая поверхность стола -покрытая сукном плоская поверхность стола между упругими бортами.

Игра с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте площади дома.

Карамболь - удар, при котором биток, коснувшись одного прицельного шара, ударяется о другой.

Катрбан - отражение шара от четырех бортов.

Кий - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку.

Кикс - неудачный удар с проскальзыванием наклейки кия по поверхности битка.

Контртуш - обратный удар по битку отраженного от борта или других шаров прицельного шара.

Клапштос - удар, при котором биток после соударения с прицельным шаром остается на месте.

Краузе - разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка.

Мазка - позиция, при которой шар или шары загораживают цель, куда желательно попасть битком.

Машинка - бильярдная принадлежность, используемая в качестве опоры для кия при нанесении удара по удаленному битку.

Мел - сухое абразивное вещество, используемое для натирания наклейки кия с целью предотвращения кикса.

Накат - удар выше центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром продолжает движение в том же направлении.

Наклейка - приклеенный к торцу передней части кия кружок специально обработанной кожи, который непосредственно соприкасается с битком при выполнении ударов.

Оттяжка - удар ниже центра битка, в результате которого биток после соударения с прицельным шаром откатывается назад.

Отыгрыш - позиционный удар, сводящий к минимуму шансы соперника на последующий результативный удар.

От шара - удар, при котором прицельный шар или биток падает в лузу, коснувшись другого шара.

Партионный шар - шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.

Передняя линия - линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.

Передняя отметка - точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.

Перескок - удар, при котором биток перескакивает через прицельный шар.

Пирамида - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника с вершиной на задней отметке.

Прицельный шар - любой шар на столе, кроме битка.

Продольная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.

Результативный удар -правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу и дающий право на продолжение серии у стола.

Розыгрыш - процедура определения участника, вступающего в игру первым.

Рокамболь - рикошет по нескольким бортам.

Серия (с кия) - последовательность результативных ударов одного из участников.

Треугольник - бильярдная принадлежность, используемая для начальной расстановки шаров в форме пирамиды.

Триплет - отражение шара от двух бортов.

Труабан -отражение шара от трех бортов

Турник - толстая часть кия.

Туш - прикосновение к шару на столе кием, рукой, машинкой и т.п.

Удар на резке -удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.

Удар с руки - удар, при котором биток можно располагать в любом месте на игровой поверхности стола.

Удар с руки из дома - удар, при котором биток можно располагать в любом месте в доме. Выполняется в начале игры, а также в некоторых играх после падения битка в лузу.

Упругий борт - покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов. Упругие борта образуют внешний периметр игровой поверхности стола.

Фол -нарушение правил игры, влекущее наложение штрафа и прекращения серии.

Фора - дача одним игроком другому вперед установленного количества шаров, очков, ударов и т.п.

Фукс - шар, упавший неожиданно, непредвиденно.

Центральная линия - линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.

Центральная отметка - точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.

Иностранные бильярдные термины.

CROSS SIDE - дуплет в среднюю лузу.
CROSS TABLE SHOT - дуплет от длинного борта.
CUE BALL - биток (син. ROCK, WHITEY, CLEAR BALL (кар))
CUEING - использование любой удар, кроме клапштосса.
CUSHION - борт
CUT SHOT - резка.
CUT ANGLE - угол резки.

DEAD BALL - биток, ударенный таким образом, чтобы всё вращение и скорость сообщённые ему кием передались объектному шару, биток после соударения теряет их.
DIAMONDS - бриллианты (син. DOTS)
DOUBLE - дуплет.
DRILL - метод и подход к каждому удару.
DROP POCKETS - классические лузы без механического возврата шаров.
DUCK - подставка (син. CRIPPLE, JAWED BALL, HANGING THE POCKET, HANGER).

END RAIL - короткий борт
ENGLISH - америк. эффе, французский удар, удар с боковым вращением; брит. SIDE.

FEATHER SHOT - очень тонкая резка.
FERRULE - америк. белая насадка под наклейку; брит. BRASS.
FLUKE - "дурак"; забить дурака- RAT-IN A BALL, SHITTING IN A BALL.
FOLLOW - накат (син. TOP SPIN, TOPS)
FOLLOW THAT CAR - удар, при котором биток следует за объектным шаром в лузу.
FOLLOW-THROUGH - сопровождение, движение кием, после удара накатом.
FOOT OF TABLE - место расстановки шаров перед началом игры.
FOOT SPOT - нижняя точка.
FOOT STRING - нижняя линия.
FOUL - фол.
FROZEN - прилипший шар.

GAME BALL - правильно сделанный шар, приносящий победу.
GATHER SHOT - удар в карамболе, позволяющий подкатить все три шара как можно ближе друг к другу.
GRIP - манера держать турняк.
GULLY TABLE - бильярдные столы с системой автоматического возврата шаров.

HEAD OF TABLE - "дом" и прилегающий к нему короткий борт.
HEAD SPOT - верхняя точка.
HEAD STRING - верхняя линия.

INLAY - орнамент.
INNING - очередь удара (син. FRAME).
IN THE KITCHEN - шар с руки в пределах "дома".
INVALID SHOT - неправильный удар.

JAW - губа лузы.
JOINT - середина складных киев, где клинок и шафт свинчиваются.
JUMP SHOT - перескок.

KICK - брит. в снукере и английском бильярде это момент, когда биток на мгновение прилипает к объектному шару, как правило, такое случается из-за грязи (мела), скопившегося на шарах; америк. SKID, CLING.
KICK SHOT - абриколь.
KITCHEN - дом.
KISS - контакт между шарами.
KISS SHOT - удар, при котором биток касается более, чем одного шара, карамболь.

LAGGING - америк. жеребьёвка права первого удара (син. LAG FOR BREAK); брит. STRINGING.
LEAVE - расположение шаров после удара.
LEGAL SHOT - правильный удар.
LOT - жеребьёвка права первого удара, вне зависимости от навыков игры (бросание монетки, вытягивание короткой палочки и т. п.)

MASSE SHOT - массе.
MECHANICAL BRIDGE - машинка, тёща, подставка (син. CRUTCH, RAKE, GRANNY STICK)
MISCUE - кикс.

NATURAL ROLL - движение битка с боковым вращением.
NIP DRAW - короткая оттяжка, применяется, когда есть опасность "двойного удара".

OBJECT BALL - объектный шар
ON A STRING - описывает идеальный выход;

Joe"s shape is awesome today, he"s got that cue ball on a string - Джо сегодня в ударе, у него биток словно на ниточках.
ON THE HILL - так говорят о человеке, которому осталось выиграть одну партию для победы; если же это предпобедная ничья и победитель следующей партии - победит в матче, то ситуация называется HILL-HILL или DOUBLE-HILL.
ON THE SNAP - выиграть право первого удара.
OPEN TABLE - открытый стол.

POCKET - луза.
POCKET BILLIARDS - лузный бильярд.
POSITION - выход; to POSITION - выходить.
POT - брит. правильно сыгранный шар.
PUSH SHOT - проталкивание шара.

RACE - количество побед, необходимых для победы в матче; Race to five - играем до пяти побед.
RAIL - борт и прилегающий к нему край стола.
RAIN TABLE - стол ужасного качества с медленным сукном, на котором шары быстро собирают грязь.
REVERSE ENGLISH - америк. французский удар, при котором биток после контакта идёт в обратную от естесственной сторону. (син. HOLD-UP, INSIDE ENGLISH); брит. CHECK SIDE.
RULES - правила; HOUSE RULES - местные правила.
RUN - серия.
RUNNING ENGLISH - америк. эффе, французский удар, при котором биток после контакта идёт в естесственную сторону, но под большим углом и с большей скоростью (син. OUTSIDE ENGLISH); брит. RUNNING SIDE.

SAFETY - отыгрыш.
SCRATCH - любой фол, связанной с битком: покладка в лузу, вылет за пределы стола.
SCREW - америк. оттяжка (син. DRAW); брит. BACK SPIN, BOTTOM SPIN, BOTTOMS.
SHAFT - шафт.
SHARK - отвлекать кого-то во время удара.
SNOOKERED - мазка, замазанный.
SPEED - характеризует качество игры бильярдиста (а не скорость); TOP SPEED - самая лучшая игра, которую способен показать бильярдист.
SPLIT HIT - удар, при котором трудно определить, какого из прицельных шаров биток коснулся первым.
SPOTTING BALLS - возвращение шаров на соответствующие точки согласно правилам конкретной игры.
SQUIRT - микросмещение битка при французском ударе (обычно в пределах четырёх градусов).
STANCE - поза бильярдиста.
STOP SHOT - прямой стоп, прямой клапштос.
STROKE - движение кия при ударе.
STUN SHOT - удар, технически отличающийся от клапштоса лишь тем, что добавляется небольшая резка.
SUCCESSIVE FOULS - последовательные фолы.
SWEEP - разнести соперника вдребезги.
SWERVE - обводка.

TIP - наклейка.
TRIANGLE - треугольник для расстановки шаров (син. RACK)
TRICK SHOT - трюковой удар.

Абриколь – удар битком сначала о борт, а потом в прицельный шар.
БЕК – Европейская бильярдная конфедерация. Основана в 1985 году, в ее состав входит 17 государств.
Биллия – серия ударов, каждый из которых заканчивается правильным сыгрыванием шаров.
Биток – шар, которым ударяют по другим шарам. Иное определение битка – «свой».
Боковик (левый или правый) – удар кием по битку в точки, находящиеся слева или справа от центральной вертикальной линии.
Бортовик (бортовой шар) – шар, стоящий плотно у борта.
Бриллиант – одна из восемнадцати перламутровых меток, вделанных в деревянную часть бортов на лузном бильярде.
Бриллиантовая система – научно обоснованная бильярдная система, предусматривающая практическое использование на бортах «бриллиантов», которые помогают составить четкую диаграмму ударов с расчетом определенного пути шаров.
ВБС – Всемирный бильярдный союз. Основан в 1959 году и объединяет бильярдные конфедерации Европы, Азии, Америки, Африки и Ближнего Востока.
Видно или не видно шара – когда видна или не видна точка прицела.
Винт – удар, при котором придается вращение битку или прицельному шару.
В лоб – удар битком в центр прицельного шара.
Вразрез – удар битком одновременно по двум близко стоящим друг к другу шарам.
Выгон – смежная с домом зона бильярда.
Выскочивший шар – шар, остановившийся после завершения удара вне игровой поверхности стола.
Выставка – удар, при котором играющий выкатывает шар на определенное место.
Выход – удар, в результате которого после забитого прицельного шара биток выходит под другой прицельный шар.
Двойной удар – один из запрещенных в бильярде ударов.
Дом – место на бильярде для начального удара, ограниченное бортами и меловой линией, проходящей через первую точку бильярда параллельно короткому борту.
Дуговик – специальный вид боковика, когда биток после удара описывает кривую.
Дуплет – удар, при котором прицельный шар ударился о борт, отразился от него и упал в лузу.
Задняя линия – линия, проходящая через заднюю отметку параллельно короткому борту.
Задняя отметка – точка на продольной линии, равноудаленная от центральной отметки и заднего борта. Зайцы – два стушеванных шара.
Заказ – требование к играющему объявлять до нанесения удара прицельный шар и лузу, в которую он намерен его сыграть.
Заказная луза – называемая игроком луза, в которую он намерен положить заказной шар.
Застрял в «губах» – шар, остановившийся в самом растворе лузы.
Играть с рук – играть с любого места дома, предварительно поставив на это место биток руками.
Игровая поверхность стола – покрытая сукном между бортами поверхность стола.
Карамболь – два последовательных соударения шаров.
Катрбан – отражение шара от четырех бортов.
Кикс – неудачный удар кием по битку, когда наклейка соскальзывает с шара (происходит осечка).
Киксовать – сделать промах (кикс), то есть ударить кием по битку вскользь таким образом, что шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для играющего направлении.
Кладка – падение в лузу прицельного шара.
Клапштос – отрывистый, короткий удар, в результате которого биток, ударившись в прицельный шар, остается на месте соприкосновения с ним.
Контрпартия – решающая партия между партнерами, имеющими одинаковое число выигранных партий. Иначе называется как контровая или контра.
Контртуш – обратный удар по битку отраженного от борта прицельного шара.
Король – так условно называется бильярдист, играющий один против двух игроков.
Круазе – разновидность дуплета, при котором прицельный шар, отражаясь от борта, пересекает линию движения битка. Такой дуплет называется также оборотный.
Мазик – предмет бильярдного инвентаря, которым вместо кия ударяют по битку.
Маска – ситуация, при которой шар или шары загораживают цель, в которую желательно попасть битком.
Массе – удар по шару сверху
Машинка – предмет бильярдного инвентаря, служащий подставкой для кия при некоторых ударах и помогающий играть шары, которые невозможно достать обычным способом.
Мертвый шар – шар, который стоит в губах лузы и для падения которого достаточно малейшего толчка.
Нажим – один из запрещенных ударов.
Наклейка – кожаный кружок, наклеиваемый на тонкий конец кия.
Начало игры – момент, при котором центр битка переходит линию, ограничивающую дом.
Оттяжка – удар, от которого биток, стукнувшись о прицельный шар, в результате приданного ему вращения откатывается обратно.
От шара – ситуация, при которой прицельный шар или биток опадают в лузу, коснувшись другого шара.
Отыгрыш – оборонительная тактика, при которой удар наносится с расчетом затруднить исполнение удара противником.
Партионный шар – шар, правильное сыгрывание которого в лузу приносит победу в партии.
Передняя линия – линия, проходящая через переднюю отметку параллельно короткому борту.
Передняя отметка – точка на продольной линии стола, равноудаленная от центральной отметки и переднего борта.
Перескок – способ удара.
Пирамида – шары, поставленные на бильярдный стол плотно друг к другу в виде равностороннего треугольника.
«Пирамида» – игра на лузном бильярде.
Пистолетом – способ игры одной рукой.
Подставка – положение шаров, при котором сыграть результативно не представляет труда.
Ползунок – мягкий удар ниже центра битка.
Положить – положить биток в лузу.
Поставить на точку – поставить шар на одну из трех основных точек бильярда.
Прижать (партнера)- тактика ведения игры, при которой играющий старается прижать биток к борту и таким образом затруднить исполнение удара партнером, вынуждая его играть из тяжелого положения.
Принц – каждый из двух спортсменов, играющих в паре против одного соперника.
Прицельный шар (чужой шар или шар мишень) – любой шар, кроме битка.
Продольная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно длинному борту.
Промах – случай, когда биток не попал по прицельному шару
Пропих – один из запрещенных ударов.
Разбивка – первоначальный удар по шарам, стоящим в пирамиде.
Расход – прекращение незаконченной партии по обоюдному согласия игроков.
Резка – угол от одного градуса до 89 под которым можно срезать битком прицельный шар.
Результативный удар – правильно выполненный удар, сопровождающийся падением шара в лузу.
Розыгрыш – процедура определения участника, вступающего в игру первым.
Рокамболь – рикошет по нескольким бортам.
Русский бильярд – литературное название Пирамиды.
Сделать или сыграть шар – ударить битком в другой шар таким образом, чтобы он упал в лузу.
Серия – последовательность результативных ударов одного из участников.
Скиксовать – ударить кием в бок своего шара неудачно из-за чего шар только сдвинется с места или покатится в неожиданном для игрока направлении
С кия – ситуация, когда играющий заканчивает партию или играет несколько шаров одной серией ударов Смазать шар – не положить в лузу легкий шар
Снимание шаров рукой – при игре в пирамиду – кием, причем если один из игроков не положит шар, другой снимает любой шар в свою пользу.
С руки – игра битком из дома (первый удар в партии).
Стойка – позиция игрока у стола.
Сухая партия – партия, в которой проигравшему не удалось сыграть ни одного шара и взять ни одного очка.
Сыграть воздухом – очень тонко задеть битком прицельный шар.
Тренировочные игры – перекатка одного шара другим, кладка шаров битком в лузы, кладка шаров по порядку номеров, «Финская партия», «Американка в одну линию».
Треугольник – бильярдный инвентарь: деревянная или пластмассовая треугольная рамка, с помощью которой устанавливаются бильярдные шары перед началом игры.
«Три борта» – один из самых технически сложных видов игры на карамбольном бильярде.
Триплет – отражение шара от двух бортов.
Труабан – отражение шара от трех бортов
Туз – шар, обозначенный цифрой «1» (при игре в «Пирамиду» означает 11 очков)
Турняк – толстый конец кия.
Туш – всякое прикосновение к другому шару.
Удар на резке – удар, при котором точка соударения смещена относительно линии центров битка и прицельного шара, в результате чего прицельный шар получает движение влево или вправо.
Упругий борт – покрытая сукном резина, закрепленная на внутренней стороне деревянных бортов.
Фол – любое нарушение правил.
Фора – дача одним партнером другому вперед условленного количества очков, шаров, ударов и т.д.
Фукс – шар, упавший неожиданно.
Фуксовая партия – партия, выигранная только благодаря счастливой случайности.
Центральная линия – линия, проходящая через центральную отметку параллельно короткому борту.
Центральная отметка – точка, расположенная в центре игровой поверхности стола.
Шаром – играть так, чтобы биток ударил по шару, который положит в лузу другой шар.
Штос – вид удара.
Эффе – удар, придающий боковое вращение шару.

А

Б

  • Бито́к (общ.) - шар (в пуле и снукере - белого цвета, в пирамиде - различных оттенков жёлтого, красного или коричневого цвета), которым выполняется удар по прицельному шару. Исключение при использовании битка встречается в Пирамиде Свободной (прежнее название - Американка), где битком может выступать любой из шаров на столе, и в некоторых видах карамболя и в английском бильярде, где каждый из игроков использует в качестве битка исключительно один и тот же шар (из двух светлых шаров, присутствующих на карамбольном столе - то есть белый шар с точками (или светло-желтый) является битком для одного игрока, а чисто белый шар - битком другого игрока. Удар кием по чужому битку при этом является фолом).
  • Бо́лкерная линия (в снукере) - линия, прочерченная ближе к концу игрового стола; площадь, обозначенная ей, занимает ровно ¼ от всей длины стола; болкерная линия не несёт какого-либо определённого значения для основного варианта снукера, однако существенно влияет на игру в его разновидности, именуемой Power Snooker . Область за болкерной линией в данном варианте игры называется «PowerZone». Если биток находится в пределах «PowerZone», и игрок забивает любой шар, то сумма полученных очков удваивается.
  • Брейк (англ. break ) (в снукере) - см. Серия

В

  • Винт (общ.) - вращательное движение шара в результате удара. Существует четыре основных вида винтов - левый, правый, верхний («накат»), нижний («оттяжка»), а также их комбинации.
  • Выход (общ.) - удар, в результате которого биток откатывается («выходит») к месту, откуда игрок предполагает сыграть следующий шар.

Г

  • Губа́ (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - скошенная часть упругого борта, расположенная в створе лузы.

Д

  • Дабл (англ. double ) (в снукере) - ситуация, при которой шар попадает в лузу не от прямого удара, а после рикошета от борта.
  • Дабл-кисс (англ. double kiss ) (в снукере) - двойное взаимное столкновение прицельного шара и битка.
  • Дупле́т (или Дабл ) (общ.) - удар, при котором прицельный шар сначала ударяется в борт, а затем идёт в сторону лузы.
  • «Дурак» (в русском бильярде; в снукере - флюк ) - случайное попадание шара в лузу.
  • Дом (в русском бильярде и некоторых других разновидностях) - площадь на игровом столе (занимает 1/4 от всей поверхности стола), откуда может выполняться игра с руки .

Ж

  • Жёлтая луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 80-х годов . Означает дальнюю левую лузу.

З

  • Зелёная луза (в снукере) - условное понятие, которое внедрилось в снукер с 1980-х годов. Означает дальнюю правую лузу.
  • Зайцы (в русском бильярде) - два прицельных шара, расположенные вплотную друг к другу (см. Плант ).

И

  • Игра с руки (общ.) - право одного из игроков выполнить удар из любого места (в некоторых видах бильярда - из специально отведённых для этого зон).

К

  • Камбэ́к (англ. comeback - возвращение) - ситуация, при которой игрок, значительно отстающий в счёте, сравнивает его или выигрывает матч в целом.
  • Карамбо́ль - вид бильярдной игры, насчитывающий около десяти разновидностей, общим для которых является использование трех шаров диаметром 60 мм, окрашенных или размеченных точками, и стола без луз длиной 10 футов, иногда к ним добавляется 5 деревянных фишек (миниатюрных кеглей) выставляемых в центре стола. Также: общее для всех игр название ситуации случайных или преднамеренных соударений играемых шаров (прицельного шара или, реже, битка) с прочими шарами, присутствующими на столе.
  • Кий (общ.) - бильярдная принадлежность, предназначенная для нанесения ударов по битку. Кии для русского бильярда , пула и снукера различаются по размерам и весу.
  • Кикс (англ. kicks ) (термин употребляется преимущественно в русском бильярде) - удар, при котором наклейка кия проскальзывает по поверхности битка.
  • Кладка - попадание шара в лузу; другое значение - умение игрока забивать шары.
  • Кла́стер (общ.) - скопление двух и более шаров, расположенных очень близко один к одному.
  • Клапшто́с (нем. klapp stoß ) (в русском бильярде) - удар, при котором свой шар (биток) после соударения с прицельным шаром остается на месте.
  • Кли́ренс (англ. clearance ) (преимущественно в снукере; в русском бильярде - зачистка стола ) - забивание всех оставшихся прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
    • То́тал кли́ренс (англ. total clearance ) (в снукере) - забивание всех (от первого до последнего) прицельных шаров в лузы в течение одной серии.
  • Контрту́ш (в русском бильярде) или дабл-кисс - повторный удар по битку отражённого от борта или других шаров прицельного шара.
  • Кросс-дабл (англ. cross double ) (или прост. оборо́тня ) - пересечение траекторий битка и прицельного шара.
  • Кэ́ннон (англ. cannon ) (в снукере) - непредвиденное либо намеренное столкновение битка с другими шарами.

Л

  • Лу́за (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - специальное отверстие на игровом столе, куда забиваются шары.

М

Н

О

  • Оття́жка (общ.) - удар ниже центра шара, в результате которого биток, чаще всего после соударения с прицельным шаром, откатывается назад.
  • О́тыгрыш (или позицио́нный удар ) (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - удар с целью увода шара, чаще всего битка, в сложное для соперника положение. Также: при игре в пул-8 и в стрейт-пул (разновидности пула) - предусмотренная правилами ситуация, когда игрок, выполняющий очередной удар, предварительно объявляет о том, что он намерен передать совершение следующего удара своему противнику, вне зависимости от результата исполняемого своего удара (попадания или непопадания объявленного шара в лузу). Объявление Отыгрыш или Safe должно производиться вслух, до удара, так чтобы противник и судья его услышали и однозначно поняли.

П

  • Партия (общ.) или фрейм (в снукере) - временной отрезок в матче, который начинается с начального удара и заканчивается, как правило, забитием победного для одного из игроков шара, либо окончанием победной серии, либо признанием одного из игроков своего поражения.
  • Патовая ситуация (в снукере) - ситуация, при которой дальнейшее развитие фрейма крайне затруднительно или практически невозможно. В этом случае назначается переигровка фрейма, а все результаты недоигранной партии аннулируются.
  • Переигровка в чёрном (англ. re-spot black ) (в снукере) - ситуация, при которой после забития последнего шара счёт во фрейме становится равным. В этом случае чёрный шар выставляется на свою отметку, а затем проводится жребий, по результатам которого один из игроков получает право первого удара. Тот, кто забьёт чёрный, выигрывает фрейм.
  • Перескок (общ.) или джамп (англ. jump ) в снукере и пуле) - удар, при котором биток перескакивает маскирующий шар. В пуле выполняется укороченным кием - джампером.
  • Пирамида (общ., кроме карамболя и его разновидностей) - начальная расстановка прицельных шаров в форме равностороннего треугольника. (Прим. В некоторых видах бильярда - например, в Пуле-9 пирамида из 9 шаров расставляется в виде ромба).
  • Пирами́да - официальное название вида бильярдных игр, ранее известных как «Русский бильярд» («Американка », «Сибирка», «Невская», «71 очко» и др., всего около 20 разновидностей). Общим для них является использование комплекта из 15 пронумерованных белых и одного цветного шара диаметром 68 мм и стола длиной 12 футов с узкими лузами, практически не имеющими закруглений. Название Пирамида взамен названия Русский бильярд введено для соответствия международным принципам именования спортивных игр, согласно которым не следует использовать национальные или географические корни. По этой же причине пул официально прекратили называть американским пулом.

Р

Снукерные ресты. «Лебединая шейка», спайдер, кросс.

  • Разбо́й (общ.) - начальный удар в партии, производится битком по шарам, стоящим в пирамиде; иногда употребляется термин «разбивка».
  • Ре-рэк (англ. re-rack ) (в снукере) - переигровка фрейма (например, в случае возникновения патовой ситуации в игре).
  • Ре́зка (общ.) - угол, под которым биток ударяется в прицельный шар.
  • Результативный удар (общ.) - удар, завершающийся падением шара в лузу (в карамболе - соответствующий правилам игры по количеству касаний бортов и шаров), после которого игрок имеет право на продолжение игры.
  • Рест (англ. rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия (применяется в случае, если игра с руки невозможна или крайне затруднительна). Ресты бывают разных видов (например, спайдер-рест, рест «лебединая шейка» и т. д.).
  • Розыгрыш (общ.) - процедура определения очерёдности участников игры.
  • Русский бильярд - разновидность лузного бильярда (см. Пирамида )

С

  • Свободный шар (англ. Free ball ) (в снукере) - ситуация, при которой игрок, в результате неудачной попытки выхода из снукера другого игрока, не может ударить по определённому прицельному шару. В этом случае игрок имеет право заказать любой другой прицельный шар (по цене красного) с последующим забитием цветного.
  • Свой (прост. свояк ) (в русском бильярде) - биток, по которому игрок наносит удар.
  • Свояк (в пирамиде) - удар, целью которого является направить в лузу биток. В правилах различных пирамидных игр по разному определяется возможность выполнения и результат такого удара. Например в Пирамиде Классической (71 очко) он приводит к фолу, в Пирамиде Свободной (Американка) он ничем не отличается от других ударов, в Пирамиде Динамичной и Пирамиде Комбинации (Невская и Сибирка соответственно) продолжение игры после результативного свояка и результативного «чужого» различается.
  • Сектор D (в снукере) - специально помеченная зона на игровом столе, откуда игрок выполняет разбой или удар с руки.
  • Сет (англ. set ) (в карамболе) - временной отрезок в матче, по своему значению практически аналогичен понятию «партия».
  • Сенчури-брейк (англ. Century break ) (в снукере) - серия игрока в 100 и более очков.
  • Серия (общ.) - последовательность результативных атакующих ударов одного из игроков (в карамболе у этого термина несколько другой смысл).
1. Разновидность бильярдной лузной игры. Наиболее распространена в Великобритании. 2. Позиция на игровом столе, когда биток закрыт от прицельного шара другим шаром и не может пройти к нему по прямой траектории с обеих сторон .

Спайдер-рест

  • Спайдер также спайдер-рест (англ. spider rest ) (в снукере) - приспособление для установки кия. См. рест .
  • Сплит
1. Также сплит-шот (англ. split shot ) или сплит-хит (англ. split hit ) - удар, при котором на глаз трудно определить, какого из близко стоящих прицельных шаров биток коснулся первым. Обычно в турнирных правилах считается фолом, в любительских результативным ударом. 2. В пуле удар, посылающий два или более соприкасающихся шара в разные направления. 3. В снукере удар, при котором биток отправляется в скопление красных шаров для их разбития.
Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: