Для чего нужен спортивные городки. Городошный спорт: основные понятия, техника и тактика игры

Правила соревнований

Игра в городки

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой "городом", битами с определенного расстояния.

Городошные фигуры

1 . Для игры в городки используются 15 фигур. Последовательность и правильная их постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке:

1. 2. 3.

4. 5. 6.

7. 8. 9.

10 11 12

13 14 15

Рисунок. Городошные фигуры :

1. Пушка, 2. Вилка, 3. Звезда,

4. Стрела, 5. Колодец, 6. Коленчатый вал,

7. Артиллерия, 8. Ракетка, 9. Пулемётное гнездо,

10. Рак, 11. Часовые, 12. Серп,

13. Тир, 14. Самолёт, 15. Письмо

2 . В партии из 10 фигур для младших юношей, фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

1.Пушка, 2.Вилка, 3.Колодец, 4.Стрела, 5.Артиллерия, 6.Серп, 7.Пулеметное гнездо, 8.Самолет

9.Тир, 10.Письмо

3 . Все фигуры, кроме "Письма", ставят на середине лицевой линии, не выходя за пределы "города", в соответствии с требованиями "Регламента постановки фигур" (приложение № 2).

4 . Угловые городки фигуры "Письмо" ставят по внешней линии "города", не выходя за его пределы, так, чтобы в углах образовывались равнобедренные треугольники. Городок, обозначающий марку, устанавливают в центре диагонали, идущей от заднего правого угла "города" до переднего левого (для играющих правой рукой) или в центре диагонали, идущей от заднего левого до переднего правого угла "города" (для играющих левой рукой).

5 . Фигура "Серп" для играющих левой рукой устанавливается в левой половине "города" в зеркальном отражении.

6 . Последовательность и количество выбиваемых фигур могут быть изменены в зависимости от системы проведения соревнований. Все изменения должны быть отражены в Положении.

Городошный спорт что это, думаем, многие зададут этот вопрос, услышав незнакомое словосочетание. Это всего лишь интерпретация всем известной игры «городки». В википедии описано значение этого спорта именно как «городки». И так даем определение – это игра, относящаяся к русским народным спортивным забавам. Смысл которой, заключается в выбивании сооруженных фигур путем метания палки.

История появления

Городошному спорту уже более двух столетий. В нее играли как деревенские, так и городские жители. Но особую популярность «городки» получили в первой половине 20 века, когда начали проходить чемпионаты среди представителей республик в СССР.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-22", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-22", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Игра для детей

«Городки», прежде всего, игра дошкольного и школьного возраста. Эта забава была популярна практически у всех поколений, не потеряв своей актуальности и в наше время.

Она входит в школьный курс занятий по физкультуре в некоторых учебных заведениях.

В детях она воспитывает:

  • Командный дух;
  • Тягу к победе;
  • Ответственность за результат.

Привила

Что это за спорт? В городошном спорте играют два игрока. У каждого в наличии бита. Еще необходимы 10 «рюх». Это деревянные брусочки длинной 10-15 см с диаметром биты.

На площадке, где планируется проходить игра, делают разметку в виде двух городов. На расстоянии 3 метров от них делают ограничительную линию, от которой участники будут кидать биту.

  • Путем жребия выбирают того, кто начнет игру;
  • На игровом поле выставляются «рюхи» обозначая собой особые фигуры (всего 15 видов);
  • Цель каждого участника за минимальное количество раз выбить все «рюхи»;
  • Игроки метают битву, соблюдая очередь;
  • Побеждает команда, игроки которой быстрее избавятся от всех фигур.

Как видно, правила просты, но легким городошный спорт не назовешь, потому что физические нагрузки, действительно, высокие. Плюс эмоциональное переживание за себя и команду вносит дополнительное напряжение.

Почему полезно для детей

Городошный спорт очень приветствуется как инструмент в дополнительном развитии детей.

И дает такие преимущества, как:

  • увеличивается уровень двигательной системы человека, т.к игра требует особой интенсивности.
  • улучшение координации, благодаря метанию бит;
  • осознанное мышление в игре, так как требует продуманности действий;
  • внимательность;
  • ответственность.

Особенно полезно, когда эти качества развиваются у ребенка еще в дошкольном возрасте, так как это является хорошей основой для занятий в школе и нахождении в коллективе одноклассников.

Теперь вы знаете городошный спорт что это такое и чем он полезен. Занимайтесь и берегите свое здоровье.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-329917-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-329917-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Суть игры - бросками бит (палок) выбить из «города» (отсюда и название) поочередно определённое количество фигур, составленных из 5 городков - цилиндрических столбиков из берёзы, липы, бука. Главная задача - затратить на выбивание 15 фигур как можно меньше бросков. Кто по итогам трёх туров использовал меньше попыток, тот и победил.

Размеры площадки («город») - 2х2 м; расстояние от места бросков: дальнее («кон») - 13 м, ближнее («полу кон») - 6,5 м; длина городков - 20 см, диаметр их - 4,5-5 см; длина биты - не более 1 м. Выбиваются фигуры с «кона», но, если из фигуры выбит хотя бы один городок, остальные выбиваются с «полукона». А вот «письмо» выбивается только с «кона». Городок считается выбитым, если он полностью вышел за линии квадрата или усов. Городки, выкатившиеся за переднюю (лицевую) линию квадрата или в пределы усов, считаются невыбитыми. «Марка» в «письме» считается выбитой, если ни она, ни бита не задели другие городки.

Бросок считается потерянным, если:
бита коснулась штрафной линии или земли перед ней;
игрок в момент броска наступил или заступил за линию кона (полукона);
во время броска игрок заступил ногой за боковую планку;
игрок затратил большее время (30 сек), на подготовку для броска.

Все городки в этих случаях ставятся на прежние места, повторять удар не разрешается.

Партия в городки состоит из 15 фигур:

В этой последовательности их и выбивают.

Состязания городошников бывают личными - между двумя спортсменами, а также командными. Перед встречей проводится жеребьёвка, кому первым вступить в игру. После того как все городошники пробьют по две биты, стартует другая команда. После окончания партии право начать следующую получает другая команда. Побеждает в матче команда, выигравшая две партии подряд. При равном счёте назначается третий поединок. На крупных соревнованиях матч обычно состоит из трёх партий. Победителем считается тот, кто затратил на выбивание фигур наименьшее число бит.

Для игры выбирается ровная площадка на любом покрытии - на асфальте, на земле, на газоне - и делается разметка.

В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду. В каждой команде должно быть не менее 5 игроков, также может иметься запасной игрок в команде. Когда первая команда закончит свои броски (каждый игрок по очереди может бросить только две биты), начинает выбивать свои фигуры вторая команда и так далее.

В каждой партии может разыгрываться от 5 до 15 фигур, фигуры ставятся последовательно одна за другой в установленном играющими порядке. В ходе игры по договорённости можно менять или уточнять условия и правила игры, упрощая или усложняя её.

Все фигуры, кроме 15-й, строятся на середине лицевой линии.

Международная Федерация городошного спорта

Федерация городошного спорта России

ГОРОДОШНЫЙ СПОРТ

______________________________________

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ,

ТЕХНИКА И ТАКТИКА ИГРЫ

Российская Федерация,

2002 г .

Городошный спорт:

Основные понятия, техника и тактика игры.

Автор, заслуженный мастер спорта России, раскрывает в своей книге основы городошного спорта, начиная с основных понятий, правил игры, азбуки технического и тактического мастерства, и, заканчивая деталями техники, а также тактическими схемами, призванными помочь зрелым спортсменам в дальнейшем совершенствовании своего мастерства.

Книга адресована как начинающим спортсменам и тренерам, так и опытным специалистам в области городошного спорта

В настоящей книге мною предпринята попытка помочь спортсменам и тренерам, работающим в городошном спорте, избежать длительных поисков действительно эффективной техники основного броска, без которой невозможны высокие и стабильные спортивные результаты. Овладение ею в целом, наряду с применением тактических вариантов, описанных в книге, даст возможность спортсменам и их наставникам по новому оценить свои возможности и перспективы своих воспитанников.

Каждый спортсмен должен задать себе вопрос: «Устраивает ли меня качество моей игры и уровень моей подготовленности?». В случае положительного ответа, нет никакой необходимости открывать эту книгу. Если же спортсмен неудовлетворен своей игрой и непременно желает повысить уровень своего мастерства, то добро пожаловать в увлекательный мир городошного спорта.

Настоящая книга является логическим продолжением книги «ГОРОДКИ: Рожденная народом – современная спортивная игра (Теория, методика, практика)», Заслуженного Мастера спорта России, Заслуженного тренера России Николая Дмитриевича Никитина . Я очень благодарен ему за помощь в подготовке настоящего издания.

Дорогие друзья! Я желаю всем городошникам побед и рекордов!

С уважением Василий Духанин

1.Основные понятия и правила игры.

1.1. Игра в городки. Городошные фигуры.

1.2. Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь.

1.3. Правила и порядок проведения игры.

1.3.1. Порядок проведения игры.

1.3.2. Выбитый и невыбитый городок.

1.3.3. «Потерянный» бросок.

1.3.4. Выигрыш партии и конечный результат игры.

1.4. Определение результатов соревнований.

1.5. Упрощенные правила.

2.Терминология и некоторые характеристики

в городошном спорте.

2.1. Разворот, недоразворот и переразворот биты.

2.2. Лобовое попадание, недоброс, переброс, накрытие.

2.3. Центровка, увод и недовод биты.

2.4. »Мягкость» и «жесткость» приземления биты.

2.5. «Потерянный» бросок.

2.6. Штрафная зона.

2.7. «Штрафной» городок.

2.8. «Город» и «пригород».

2.9. Кон и полукон.

2.10. Плоскости вращения биты (восходящая, нисходящая, нормальная, обратная, восходящая).

3.Основы технического мастерства.

3.1. Оптимальные параметры основных фаз броска.

3.1.1. Хват ручки биты.

3.1.2. Исходное положение.

3.1.3. Замах.

3.2. Основные проблемы, возникающие в процессе тренировок и способы их устранения.

3.2.1. Оптимизация относительной угловой скорости вращения биты

3.2.2. Создание плоскостей вращения биты, необходимых для выбивания различных фигур и комбинаций городков.


3.2.4. Стабилизация траектории полета биты. Основные способы изменения траектории.

4.1. Тактика выбивания фигур.

4.1.3. Тактика выбивания фигуры «колодец».

4.1.5. Тактика выбивания фигуры «письмо».

4.2. Тактика игры с полукона.

4.2.2. Выбивание комбинаций с правым передним городком.

4.2.3. Выбивание комбинаций с левым передним городком.

4.2.4. Выбивание широких комбинаций.

4.2.5. Выбивание комбинаций от фигуры «часовые» и «тир» с изменением

4.2.6. Выбивание комбинаций городков от фигуры «часовые» и «тир» с изменением плоскости вращения

4.2.7. Выбивание сложных комбинаций, состоящих из нескольких городков.

1.Основные понятия и правила игры.

1.1.Игра в городки. Городошные фигуры.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определенного расстояния.

Для игры в городки используются 15 фигур.

Последовательность и правильная постановка в партии из 15 фигур показана на рисунке 1.

ГОРОДОШНЫЕ ФИГУРЫ.


Последовательность постановки и выбивания фигур в партии из 10 фигур для младших юношей следующая: 1.«Пушка», 2. «Вилка», 3. «Колодец», 4. «Стрела», 5.«Артиллерия», 6. «Серп», 7. «Пулеметное гнездо», 8. «Самолет», 9. «Тир», 10. «Письмо».

1.2.Площадка для игры. Оборудование. Инвентарь.

1.2.1. Городошная площадка размещается на ровном горизонтальном участке размеромхметров (рис.2).

1.2.2. Оборудование городошной площадки:

Игровое покрытие (металлические листы) размером 8м х 3,5м, на которое краской наносятся линии «городов» и «пригородов» (рис.3.).Оптимальная толщина листа-10-12 мм;

Отбойная стенка и ограждение;

Планки конов и полуконов.


1.2.3. Городок может иметь форму цилиндра диаметроммм или прямоугольного параллелепипеда, имеющего в сечении квадрат со стороной 45 – 47 мм, длиной 200+_ 1 мм.

Городок изготавливается из древесины, может быть окрашен и не должен иметь каких-либо полостей. Ребра торцов и граней городков должны иметь фаску 2-3 мм и быть ровными (рис.4).

1.2.4. Бита представляет собой круглый стержень длиной не более метра, произвольного веса и диаметра. Бита собирается из вставок, втулок, концевого стакана и ручки. Наиболее целесообразно изготавливать вставки из древесно-слоистого пластика или из кизила. Ручки – из текстолитовых стержней или из кизила, втулки из стальной цельнотянутой трубы (рис.5.). Длина втулки должна быть не менее двух диаметров вставки. Вставки должны плотно соединяться с втулками и закрепляться кернением или другим способом крепления. Расстояние от края втулки до места крепления – 10-15 мм (за исключением крепления ручки). Составные части не должны иметь взаимных перемещений.


Для массовых соревнований допускаются биты из твердых пород древесины или из полимерных материалов любой конструкции, обеспечивающей безопасность.

1.3. Правила и порядок проведения игры.

1.3.1. Порядок проведения игры .

Все фигуры начинают выбивать с кона. Если выбит хотя бы один городок, то остальные выбивают с полукона. Фигура «Письмо» выбивается только с кона. Взрослые и старшие юноши играют с кона 13 м, дети и подростки до 15 лет - с 6,5 м.

Игру начинает команда (участник) правого «города», далее соперники выполняют броски поочередно, используя, в каждом выходе по две биты.

Участники обеих команд во время выполнения бросков должны находиться сбоку от своих «городов».

1.3.2. Выбитый и невыбитый городок.

Положение городка, остановившегося рядом с границей «города» или «пригорода» с внешней стороны, судья определяет визуально, глядя сверху по вертикали. Если виден просвет между линией и городком, то городок считается выбитым.

Городок, выкатившийся за пределы «города» и «пригорода» и вкатившийся обратно, считается выбитым.

Городок считается выбитым, если он полностью вышел за пределы «города» или «пригорода» в любом направлении, кроме штрафной зоны.

Городок (городки), закатившийся за штрафную отметку и покинувший пределы «города» или «пригорода», считается выбитым, если он не коснулся покрытия над штрафной зоной. Городок (городки), коснувшийся покрытия над штрафной зоной, ставится на штрафную отметку.

1.3.3.«Потерянный» бросок.

Бросок считается «потерянным», а расположение городков восстанавливается, если:

Игрок в одном заходе командной игры совершил бросок в третий раз и более.

1.3.4.Выигрыш партии и конечный результат игры.

Партия считается выигранной той командой, которая выбила меньшим количеством бит все фигуры данной партии. При равном количестве бит, затраченных на выбивание всех фигур, партия считается ничейной.

Игра выиграна одной из команд, если:

В игре из трех партий счет 2:0, 2:1, 2,5:0,5;

В игре из пяти партий счет 3:0, 3:1, 3:2, 3,5:1,5, 3,5:0,5.

При счете 1,5:1,5 и 2,5:2,5 соответственно результат игры – ничья.

1.4.Определение результатов соревнований.

В соревнованиях на выбивание установленного количества фигур места участников определяются по наименьшему количеству бит, а в соревнованиях, проводимых по круговому способу, места участников (команд) определяются по количеству набранных очков, присуждаемых за победу или ничью в играх с каждым соперником (командой).

1.5.Упрощенные правила.

Массовые соревнования в коллективах физкультуры, молодежных и детских лагерях, других местах отдыха могут проводиться по упрощенным правилам. При этом рекомендуется сохранять размеры площадки. Состав команды может быть произвольным. Городки и биты могут не соответствовать требованиям Правил. Особое внимание необходимо обращать на обеспечение безопасности участников и зрителей. Определять победителя можно по количеству выбитых городков ограниченным количеством бит. В командных и личных соревнованиях ведение протоколов не обязательно, достаточно записать в таблицу конечный результат игры.

2.Терминология и некоторые характеристики в городошном спорте.

2.1.Разворот, недоразворот и переразворот биты.

Разворотом считается положение биты параллельное лицевой линии. Положение, когда одноименная бросающей руке половина биты опережает противоположную, называется переразворотом . Обратное положение – недоразворотом.

2.2.Лобовое попадание, недоброс, переброс, накрытие.

Попадание биты в переднюю часть фигуры или городка называется лобовым. Недолёт биты до городков или фигуры – недобросом , перелёт биты через городки – перебросом . Накрытием называется попадание в верхнюю часть городков.

2.3.Центровка, центровой удар, увод и недовод биты.

Центровкой называется процесс наведения биты на цель в горизонтальной плоскости. Центровым ударом называется попадание в городок или фигуру серединой биты. Увод – это попадание в цель частью биты, находящейся со стороны бросающей руки. Недовод – попадание противоположной бросающей руке частью биты.

2.4. «Мягкость» и «жесткость» приземления биты.

Приземление биты без отскока от поверхности игрового покрытия называется «мягким», с отскоком - «жестким».

2.5. «Потерянный» бросок.

«Потерянным» называется нерезультативный бросок, после которого восстанавливается расположение городков.

Бросок считается «потерянным», если:

Бросок выполнен до свистка судьи;

Бита коснулась штрафной зоны или покрытия над ней;

Игрок в одном заходе командной игры совершил бросок в третий раз или более;

Игрок в период от начала замаха до приземления биты наступил на ограничительную линию (планку) или выскочил за неё и коснулся любой частью тела поверхности вне кона (полукона). В этом случае положение городков может не восстанавливаться, если восстановление будет выгодно участнику (команде), нарушившему Правила

2.6. Штрафная зона.

Штрафная линия и площадь, находящаяся перед ней, называется штрафной зоной . Её засыпают песком или покрывают водной суспензией мела.

2.7. «Штрафной» городок.

«Штрафным» называется городок, вкатившийся в «пригород» на расстояние менее 20 см (40 см для младших юношей и для выбивания с кона старшими юношами и взрослыми) от штрафной линии или закатившийся за нее. Он устанавливается на расстоянии 20 см (40 см) от штрафной линии параллельно ей против центра «города». Если таких городков несколько, то они устанавливаются встык друг к другу.

2.8. «Город» и «пригород».

«Городом» и «пригородом» называются зоны, из пределов которых необходимо выбить находящиеся в них городки (см. п.1.2.1.).«Город» - это зона, имеющая форму квадрата со стороной 2 м, в пределах которой строятся фигуры. «Пригород»- зона, находящаяся между лицевой и штрафной линиями, ограниченная с боков продолжениями диагоналей «города».

2.9. Кон и полукон.

Площадь, ограниченная двумя боковыми линиями и передней планкой, из пределов которой производятся броски по фигурам, называется коном. Расстояние от планки кона до лицевой линии – 13 м (для взрослых) и 6,5 м (для детей и подростков до 15 лет).

Площадь, ограниченная боковыми линиями, передней планкой и планкой кона сзади, из пределов которой производятся броски после выбивания хотя бы одного городка фигуры (кроме фигуры «Письмо»), называется полуконом. Расстояние от передней планки полукона до лицевой линии – 6,5 м.

Поверхность конов и полуконов должна быть достаточно твердой, исключающей скольжение обуви. Наиболее предпочтительным покрытием является асфальт.

2.10. Плоскости вращения биты (горизонтальная, восходящая, нисходящая, нормальная, обратная).

. Горизонтальной плоскостью вращения биты называется плоскость параллельная игровой поверхности.Если плоскость, в которой вращается бита, наклонена назад (на бросающего) – это восходящая плоскость, если вперед (на фигуру) – нисходящая . Если плоскость вращения биты наклонена в сторону, одноименную бросающей руке, – это нормальная плоскость, в обратную сторону – обратная.

3.Основы технического мастерства.

3.1. Оптимальные параметры выполнения основных фаз броска.

3.1.1. Хват ручки биты.

Оптимальными вариантами для выполнения броска можно считать средний или мелкий хват в замок.

3.1.2. Исходное положение.

До начала броска спортсмен должен принять позу, из которой удобно выполнять необходимые движения.

Стопа правой ноги развернута под углом 30-45 градусов к направлению броска, левая – чуть впереди, в направлении фигуры, на расстоянии около 15 см. Положение туловища естественно относительно постановки ног, плечи расслаблены, голова – лицом к фигуре.

Левая рука удерживает биту на некотором расстоянии от правой. Продольная ось биты нацелена на фигуру. Вес туловища сконцентрирован на правой ноге. Правая рука согнута в локте на 90 градусов, локоть слегка прижат к туловищу, ладонь – кверху.

3.1.3. Замах.

Движение из исходного положения начинается с отведения назад и поворота вправо плечевого пояса и таза с одновременным отведением предплечья и биты по дуге вниз - в сторону – назад, с последующим выпрямлением правой руки. Правая нога слегка сгибается в коленном суставе, левая скользит по опоре в направлении фигуры, внешней стороной стопы вперед, до выпрямления. Левая рука сопровождает биту, не касаясь её, скручивая позвоночный столб. В конечной фазе замаха правая кисть доходит примерно до осевой линии направления броска. Центр тяжести биты по инерции проходит несколько дальше, отводя кисть и, образуя угол между продольной осью предплечья и осью биты.

Во время замаха проекция общего центра масс должна проходить через переднюю часть правой стопы.

3.1.4. Разгон и наведение биты на цель.

Разгон биты начинается сразу после завершения движения биты назад, с мощного разворота двух ног на носках, с одновременным разворотом таза. При этом необходимо оставаться в двухопорном положении, обеспечивая тем самым наибольшую устойчивость, как основу для эффективного мощного разгона и точного наведения биты на цель.

Вслед за мощным разворотом ног и таза, активно разворачивается туловище и плечевой пояс. Бросок выполняется на задержке дыхания на вдохе, что позволяет создать более жесткую опору, для завершения точного наведения биты на цель.

Левый локоть делает активное движение в сторону назад. Этот резкий рывок согнутой в локтевом суставе левой рукой позволяет удерживать туловище от наклона вперед и разворачивать, в достаточной мере, плечевой пояс.

Вместе с началом разгона, правая рука приводится как можно ближе к туловищу, чтобы противодействовать центробежной силе и обеспечить контроль над битой в момент мощного разворота ног и туловища. Ладонь, на протяжении всего броска, направлена вверх. Нужно стремиться, чтобы правая рука двигалась не вперед, а перед туловищем влево, за счет разворота ног и туловища.

3.2. Основные проблемы, возникающие в процессе тренировок, и способы их устранения.

3.2.1. Оптимизация относительной угловой скорости вращения биты (ОУСВ).

При слишком большой относительной угловой скорости вращения (ОУСВ) биты возникают сложности, связанные с очень близкой стойкой, затрудняющие или делающие невозможным выбивание некоторых фигур. При малой ОУСВ биты, основной проблемой является далекая стойка, затрудняющая точное попадание в цель

Способы изменения относительной угловой скорости вращения биты.

УВЕЛИЧЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ

УМЕНЬШЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНОЙ УГЛОВОЙ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ БИТЫ

1.Супинация кисти (ладонь кверху).

2.Уменьшение глубины хвата ручки.

3.Ослабление хвата ручки.

4.Уменьшение наклона туловища в сторону бросающей руки.

5.Уменьшение амплитуды замаха биты.

6.Уменьшение длины шага и продвижения туловища вперед.

7.Увеличение веса биты.

8.Приближение центра тяжести к ручке биты.

1.Увеличение глубины хвата ручки.

2.Увеличение наклона туловища в сторону биты.

3.Увеличение амплитуды замаха.

4.Уменьшение веса биты.

5.Удаление центра тяжести от ручки биты.

ПРИМЕЧАНИЕ: В таблице приведены наиболее целесообразные и применяемые на практике способы изменения ОУСВ биты. Для оптимизации относительной угловой скорости вращения биты необходимо подобрать приемлемый для спортсмена способ решения задачи и овладеть им.

3.2.2. Создание плоскостей вращения, необходимых для выбивания различных фигур и комбинаций городков.

Горизонтальная плоскость всегда приводит к «жесткому» приземлению и применима только для выбивания фигур «Колодец», «Пулеметное гнездо» и «Часовые». Применение её при выбивании лежачих фигур нецелесообразно.

Нормальная плоскость целесообразна при выбивании лежачих фигур, так как обеспечивает «мягкое» приземление биты. Она часто применяется при выбивании фигур «Пулеметное гнездо» и «Тир», в сочетании с недоразворотом биты, а также, при выбивании фигуры «Часовые» (при наличии небольшого переразворота). В игре с полукона, она используется при выбивании комбинаций с передним правым и передним левым городком (недоразворотом) и комбинаций, требующих разворота и переразворота биты (приземление биты ручкой справа).

Обратная плоскость используется для выбивания фигуры «Колодец», так как обеспечивает отскок от игрового покрытия. Она, также, необходима при выбивании комбинаций с городками, находящимися в «пригороде», при условии приземления биты ручкой слева и комбинаций от фигуры «Часовые» с правой «связкой».

Восходящая плоскость обеспечивает «мягкость» приземления биты при недоразвороте и «жесткость» – на развороте и переразвороте биты. «Мягкое» приземление необходимо для выбивания лежачих фигур и большинства комбинаций городков, а «жесткое» – для выбивания фигуры «Колодец».

Нисходящая плоскость способствует «мягкому» приземлению на переразвороте биты и «жесткому» - при развороте и недоразвороте. «Мягкость» нужна для выбивания комбинаций городков «дуплетом» на переразвороте (в том числе, в фигуре «Письмо»). «Жесткость» на недоразвороте биты является одной из основных ошибок при выбивании лежачих фигур. Она является главной причиной неэффективности бросков в нисходящей плоскости.

В практике, в чистом виде, плоскости встречаются редко, чаще всего используются нормально-нисходящая и нормально-восходящая плоскости, дающие запас «мягкости», а также обратно-восходящая плоскость, обеспечивающая необходимый отскок биты.

Если величина угла наклона плоскости вращения биты запредельна, то это приводит к отскоку её от игрового покрытия и, следовательно, к снижению результативности броска, особенно по лежачим фигурам.

Плоскость вращения биты, чаще всего, соответствует плоскости вращения плечевого пояса спортсмена в момент разгона биты, которая, наряду с другими факторами (положением кисти, пространственной ориентацией биты во время замаха и т. д.), является определяющим звеном, изменяя которое, можно добиться необходимой плоскости.

Чтобы изменить плоскость вращения биты, нужно изменить положение туловища: наклон влево приводит к обратной плоскости, вправо – к нормальной, вперед – к нисходящей и назад – к восходящей.

Соблюдение оптимальных параметров выполнения основных фаз броска (п. 3.1.) является обязательным условием изменения плоскости вращения биты.

3.2.3. Стабилизация центровки для эффективного выбивания фигур и комбинаций городков.

Степень точности центровки, необходимая для выбивания фигуры или комбинации городков, в первую очередь, зависит от сложности фигуры или комбинации (растянутости её относительно лицевой линии). К наиболее простым для центровки фигурам относятся: «Пушка», «Стрела», «Колодец», «Ракетка», «Пулеметное гнездо», «Рак», «Тир», «Самолет». Фигуры средней сложности – «Звезда», «Серп», «Письмо». Наиболее сложными для центровки являются: «Вилка», «Коленчатый вал», «Артиллерия», «Часовые».

Основными причинами нарушения центровки являются:

Отведение (удаление) руки с битой от туловища в фазе разгона биты;

Недостаточный разворот ног и туловища;

Слишком быстрое начало разгона биты и низкий уровень специальной физической подготовленности спортсмена;

Наклон туловища вперед при разгоне биты;

Пронация (разворот вовнутрь) кисти бросающей руки.

Способность спортсмена попадать в цель с необходимой точностью центровки зависит от выполнения следующих условий:

1. Противодействие отведению бросающей руки от туловища, уменьшающему влияние крупных мышц туловища на руку с битой. Выполнение этого условия позволяет улучшить контроль над битой в момент разгона. В противном случае, происходит отставание бросающей руки от туловища во время разгона, с последующим обгоном ею плечевого пояса при выводе биты на цель. Это значительно снижает качество центровки.

2. Увеличение угла разворота ног вокруг своих осей, проходящих через передние части стоп, и туловища влево при обязательном сохранении стабильного положения оси вращения (позвоночного столба). Это позволяет сохранить радиус разворота Ц. Т. биты. Ухудшение центровки наблюдается при недостаточном развороте ног и туловища и наведении биты на цель бросающей рукой при уже неподвижном положении ног, плечевого пояса и левой руки. В этом случае происходит уменьшение радиуса разворота Ц. Т. биты (центр разворота смещается от позвоночника к плечевому суставу бросающей руки), что приводит к смещению траектории полета биты влево (уводу биты) даже тогда, когда бита выпускается в той же точке. Нестабильное положение оси разворота (например, при наклоне туловища вперед) приводит к увеличению радиуса вращения Ц. Т. биты, а, следовательно, к смещению траектории полета биты вправо, даже при выпуске биты в одной и той же точке.

3. Повышение уровня специальной физической подготовленности (СФП) и рациональное использование различных групп мышц, участвующих в разгоне и наведении биты на цель. Слишком быстрое начало разгона или недостаточный уровень СФП приводят к отставанию бросающей руки в фазе разгона и смещению траектории полета биты влево (уводу), в случае непроизвольной компенсации рукой в фазе выброса. Если же центробежная сила не позволяет удержать биту в руке, то это приводит к преждевременному выбросу биты и недоводу её до цели.

Повышение уровня СФП позволит увеличить скорость полета биты без нарушения структуры броска, за счет лучшей функциональной готовности мышц и связок к выполнению динамической и статической работы большего объема и интенсивности.

Рациональное использование различных групп мышц зависит от качества организации их работы в момент броска. Во избежание слишком резкого начала, а также, для создания оптимальных условий для наведения биты на цель, бросок начинается мощным разворотом двух ног вокруг осей, проходящих через подушечки пальцев ног внизу, и тазобедренные суставы вверху. Разворот ног на 180 градусов способствует мощному развороту таза вокруг вертикальной оси. При этом, мышцы туловища и плечевого пояса выполняют статическую работу по сохранению неподвижного, относительно таза, положения плечевого пояса и удержанию руки с битой в положении замаха, противодействуя центробежным силам и преодолевая инертность снаряда. После полного разворота ног и таза, меняются режимы работы ног и туловища. Ноги закрепощаются в конечной точке разворота, создавая твердую опору – основу для эффективной работы верхних звеньев системы «человек-бита». Мышцы же туловища и плечевого пояса продолжают динамическую работу по дальнейшему развороту системы вокруг позвоночного столба, наводя руку с битой на цель. Активное движение туловища по инерции разворачивает дальше ноги и таз.

Непременным условием для успешной центровки является стабильное, по отношению к туловищу, положение бросающей руки, вплоть до выброса. «Хлест» кистью выполняется в пассивном режиме, за счет сил инерции, после остановки предплечья. Проблема с центровкой, в данном случае, решается благодаря началу разгона биты за счет крупных, а значит, более медленных мышц, с последующим плавным нарастанием скорости, обеспечивающим точное наведение биты на цель.

4. Сохранение вертикального положения туловища во время разгона и наведения биты на цель. Очень серьезной причиной нарушения центровки является наклон туловища вперед при разгоне биты. Он приводит к невозможности дальнейшего разворота туловища влево, что порождает неконтролируемую компенсацию бросающей рукой и пронацию предплечья и кисти. Результатом этого становится уменьшение радиуса разгона Ц. Т. биты за счет смещения оси разворота к плечевому суставу и изменение положения Ц. Т. биты в момент выброса за счет пронации предплечья и кисти. Оба этих фактора приводят к смещению траектории полета биты влево.

Сохранение вертикальности туловища достигается при помощи следующих приемов:

а) начала разгона разворотом ног и таза;

б) создания положения «натянутого лука» за счет вывода вперед бедер, с одновременным их разворотом;

в) активного разворота назад левого локтя и левой половины туловища;

г) формирование оси разворота, проходящей через подушечки пальцев, бедро левой ноги и позвоночный столб спортсмена за счет равномерного распределения общего центра масс системы «человек-бита» на двух ногах, с одновременным смещением таза в направлении левой ноги.

5. Супинация предплечья и кисти. Недостаточная супинация кисти приводит к нарушению центровки, а также к «жесткости» приземления и недоразвороту биты, независимо от наклона туловища.

Супинация значительно стабилизирует центровку и достигается следующими способами:

а) фиксация супинированного положения кисти в начале броска и сохранение этого положения до выброса биты;

б) супинация предплечья и кисти за счет опережающего движения локтя бросающей руки.

3.2.4.Стабилизация траектории полета биты. Основные способы её изменения.

Уровень необходимой траектории определяется конструктивными особенностями фигуры. К простейшей категории фигур, требующих попадания в игровое покрытие «пригорода», относятся: «Пушка», «Вилка», «Звезда», «Стрела», «Коленчатый вал», «Артиллерия», «Ракетка», «Рак», «Серп», «Самолет», «Письмо». Следующей, по сложности попадания в траекторию, фигурой является «Колодец». Здесь необходимо попадание в игровое покрытие «пригорода» на определенном расстоянии от фигуры. Это обеспечит необходимую высоту отскока биты. Самыми сложными являются высокие фигуры: «Пулеметное гнездо», «Часовые» и «Тир». В этом случае, требуется попадание в верхнюю часть фигуры, не задевая игрового покрытия. Для полного выбивания фигуры, отклонение от оптимального варианта точного попадания не должно превышать 2-3 см.

Нестабильность траектории полета биты является следствием ряда причин:

Нестабильное положение туловища в момент разгона и выброса;

Изменение высоты расположения биты в конце замаха;

Нестабильные динамические (силовые) характеристики разгона биты

Нестабильное положение бросающей руки в момент выброса;

Продольное (по направлению к фигуре) движение бросающей руки перед выбросом;

Отставание бросающей руки из-за резкого начала в момент разгона;

Подбрасывание биты рукой после наклона туловища вперед;

Подбрасывание биты рукой после слабого разгона.

Устранение вышеуказанных причин приведет к стабилизации траектории полета биты и повышению точности попадания в цель.

Основным условием точности броска можно считать стабильное, устойчивое положение системы «человек-бита». Оптимальным следует считать двухопорное вертикальное положение туловища. Важным условием является последовательное закрепощение нижних звеньев системы, создание так называемых «твердых опор», которые являются основой оптимизации техники точностно-целевых движений.

Стабильность траектории зависит от стабильности уровня расположения биты по окончании замаха. Более высокое положение биты приводит к уменьшению траектории и, наоборот, опускание биты на замахе приводит к увеличению траектории.

Фиксированное положение бросающей руки относительно туловища вплоть до момента выброса положительно отражается на стабилизации траектории полета биты. Отведение руки от туловища или изменение уровня траектории движения руки приводит к изменению траектории полета биты.

Поперечное направление движения бросающей руки в момент наведения биты на цель значительно стабилизирует траекторию полета биты, за счет сохранения уровня траектории движения кисти, в то время как, при продольном (в сторону цели) движении руки имеет место отведение руки от туловища и увеличение траектории.

Сохранение стабильного положения бросающей руки относительно туловища во время разгона биты позволяет эффективно использовать работу ног и туловища для сообщения бите постоянной скорости и сохранения стабильной траектории полета. Расслабленное состояние плечевого пояса или слишком резкое начало разгона приводит к уменьшению траектории полета биты.

Устранение причин подбрасывания биты рукой, приводящее к стабилизации траектории полета биты, происходит за счет сохранения устойчивого вертикального положения туловища, мощного, но плавного разгона биты и сохранения стабильности положения бросающей руки во время разгона. Снижение траектории полета биты из-за наклона вперед или слабого разгона приводит к проявлению непроизвольной компенсации организма, выражающейся в подбрасывании биты рукой. Эти компенсаторные действия организма, чаще всего приводят к снижению точности траектории.

Выбивание различных фигур требует изменения траектории полета биты. Для этого необходимо овладеть соответствующими навыками:

Изменение положения туловища . При наклоне туловища вперед траектория уменьшается (например, как при выбивании «штрафного» городка). При отклонении же назад, она увеличивается (например, как при выбивании задних городков от «Письма» лобовым ударом).

Приведение к туловищу и отведение от него бросающей руки во время разгона и наведения на цель изменяет траекторию, соответственно уменьшая и увеличивая её, дополнительно увеличивая скорость и точность полета биты в первом случае. При отведении руки от туловища происходит снижение скорости и точности.

Изменение уровня расположения Ц. Т. биты в момент замаха . Повышение уровня приводит к уменьшению траектории и наоборот.

Изменение положения бросающей руки в момент выброса. При более высоком положении руки траектория увеличивается, а при более низком – уменьшается.

Изменение положения О. Ц.М. системы «человек – бита» в момент наведения на цель за чет выпрямления ног увеличивает траекторию, а за счет сгибания – уменьшает, порождая непроизвольное подбрасывание биты, и делая бросок нерезультативным.

4. Основы тактического мастерства.

4.1.Тактика выбивания фигур.

Все фигуры можно условно разделить на следующие категории:

1. Простые фигуры;

2. Широкие фигуры;

3. «Колодец»;

4. Высокие фигуры;

5. «Письмо».

Группа простых фигур включает в себя фигуры: «Пушка», «Звезда», «Стрела», «Ракетка», «Рак», «Серп» «Самолет», требующие «мягкого» попадания в игровое покрытие «пригорода», и предъявляет относительно невысокие требования к центровке броска.

К широким фигурам можно отнести фигуры: «Вилка», «Коленчатый вал» и «Артиллерия». Для их выбивания необходима точная центровка и «мягкое» приземление биты в «пригороде».

Фигура «Колодец» выбивается при попадании в «пригород», на определенном расстоянии от фигуры с отскоком от игрового покрытия.

Высокие фигуры («Пулеметное гнездо», «Часовые», «Тир») выбиваются попаданием в «связку» или около нее (14 – 20 см).

Фигуру «Письмо» начинают выбивать различными способами:

а) переразворотом биты «дуплетом»;

б) недоразворотом с попаданием по городкам правого «борта» и «марки» битой. Выбивание комбинаций городков, оставшихся после первых ударов по фигуре, производится различными способами, которые будут рассмотрены ниже.

4.1.1. Тактика выбивания простых фигур.

Тактика выбивания простых фигур должна обеспечить «мягкое» приземление биты в «пригороде» на определенном расстоянии от фигуры, исключающем возможность накрытия или попадания в «штрафную» зону. Требования к центровке повышаются с уменьшением веса биты и увеличением переразворота.

Мягкое приземление будет обеспечиваться рациональным сочетанием плоскости вращения и разворота биты. При наличии восходящей плоскости необходимо выбивать фигуры с небольшим переразворотом биты (отход 10 –15 см от основной стойки). Нисходящая плоскость обеспечивает надежную «мягкость» на большом переразвороте биты (отход 20-30 см от О. С.). При нисходящей плоскости следует избегать большого недоброса биты. Нормальная плоскость вращения биты обеспечивает «мягкость» приземления биты как при недоразвороте, так и при переразвороте. Величина наклона биты не должна быть запредельной.

4.1.2. Тактика выбивания широких фигур.

Широкие фигуры, наряду с «мягкостью», предъявляют более высокие требования к центровке броска, причём, тактические действия, обеспечивающие положительный результат, для каждой фигуры имеют свои особенности.

Фигура «Вилка», при наличии нормально-восходящей плоскости, выбивается на небольшом недоразвороте биты (подход 10 см от О. С.). При нормально-нисходящей плоскости фигуру следует выбивать на переразвороте (отход 15-20 см от О. С.), причём, с более плотным попаданием в фигуру. Крайне нежелателен недовод биты. Нормальная плоскость обеспечит «мягкость» приземления как при недоразвороте, так и при переразвороте. Гарантией «мягкого» приземления будет достаточный угол наклона плоскости вращения биты, который должен увеличиваться при увеличении недоброса, однако он не должен достигать запредельных величин.

«Коленчатый вал» выбивается разворотом биты, в восходящей плоскости, попаданием в четыре правых городка или во все городки фигуры. В нисходящей плоскости он выбивается переразворотом (отход 10-20 см от О. С.),с меньшим недоводом биты, чем при развороте биты.

Фигуру «Артиллерия» лучше всего выбивать разворотом или переразворотом, в восходящей плоскости. Отклонение в сторону нормальной плоскости улучшает приземление биты, если величина угла наклона биты к поверхности в момент приземления не запредельна.

4.1.3. Тактика выбивания фигуры «Колодец».

Действия по выбиванию «колодца» во многом зависят от «жесткости» игрового покрытия «пригорода», «мягкости» и веса биты, расположения Ц. Т. биты. Учитывая эти условия, можно считать оптимальным попадание в фигуру в обратной плоскости, переразворотом (отход 30-60 см от О. С.),центром тяжести биты, с недобросом 30-50 см. С увеличением «жесткости» игрового покрытия, необходимо или уменьшить недоброс, или увеличить обратную плоскость вращения биты, или попадать в фигуру с уводом биты.

4.1.4. Тактика выбивания высоких фигур.

Тактические действия по выбиванию высоких фигур базируются на конструктивных особенностях фигур и стиле броска спортсмена.

«Пулеметное гнездо» выбивается двумя способами: «навылет» и «навыкат».

Тактика выбивания «навылет» включает в себя попадание в фигуру разворотом, с уводом, на высотесм (схема № 1).

Выбивание «Пулеметного гнезда» «навыкат» опирается, прежде всего, на стиль броска, его пространственные особенности. Спортсменам, владеющим броском в ярко выраженной нормальной плоскости, или имеющим далекую основную стойку, рекомендуется выбивать фигуру недоразворотом (подход 30-70 см от О. С.),попадая в левый городок на высоте 14-17 см (схема № 2). Спортсменам, имеющим близкую основную стойку, можно порекомендовать выбивание «Пулеметного гнезда» переразворотом (отход 30-50 см от О. С.)попаданием в правый городок на высоте 14-17 см (схема № 3.). Положительный результат возможен только при попадании биты по двум стоячим городкам фигуры.


Фигура «Часовые» выбивается попаданием в обе «связки» разворотом биты в горизонтальной плоскости (схема № 4.). При наличии нормальной плоскости, фигура выбивается переразворотом (схема № 5.), в обратной плоскости – недоразворотом (схема №6). При этом нужно отметить, что отклонения от горизонтальной плоскости и разворота биты должны быть минимальными.

Тактика выбивания фигуры «Тир» аналогична тактическим действиям по выбиванию «Пулеметного гнезда», только попадание в фигуру должно быть выше на 2-3 см:

Действия по выбиванию «Письма» планируются, исходя из тактической целесообразности, и делятся несколько этапов:

1) Выбивание правого «борта» и «марки»;

2) Выбивание левого «борта»;

3) Выбивание оставшихся городков.

Выбивание правого «борта» от «Письма» осуществляется двумя основными способами: переразворотом и недоразворотом. Каждый из этих способов объединяет выбивание правого «борта» и «марки» одной битой и выбивание только правого «борта».

Тактика выбивания правого «борта» и «марки» переразворотом (отход 70-80 см от О. С.) наиболее подходит для спортсменов, имеющих близкую О. С. и, выполняющих броски в нормальной или нормально-нисходящей плоскости. Бросок нужно выполнять с середины кона, центровым ударом так, чтобы передний городок правого «борта» выбил «марку» (схема № 9).

Выбивать правый «борт» и «марку» недоразворотом биты (подход до 120 см) следует в нормально-восходящей плоскости с левой стороны кона. При этом ручка биты должна попасть в правый передний городок «Письма», а комель – в «марку», почти одновременно, с последующим попаданием ручкой в правый задний городок (схема № 10). Этот тактический вариант наиболее подходит спортсменам, имеющим далекую О. С. В случае недостаточности недоразворота необходимо уменьшить относительную угловую скорость вращения биты (п.3.2.1.).

Тактика выбивания правого «борта» без «марки» требует внесение изменений в действия спортсмена. Бросок выполняется переразворотом (отход 30-50 см от О. С.) с левой стороны кона, центровым ударом (схема № 11). Допускается небольшой увод или недовод биты. При выбивании правого «борта» недоразворотом, тактические действия аналогичны выбиванию правого «борта» и «марки», за исключением меньшего недоразворота (подход 50-80 см) (схема №12).

Выбивание левого «борта» «Письма» осуществляется попаданием в передний городок разворотом биты, с недоводом в нормальной или нормально-восходящей плоскости (схема № 13). Недоброс до городка не должен превышать 50 см, чтобы не стать причиной «жесткого» приземления.

Выбивание городков или комбинаций городков, оставшихся от фигуры «Письмо», представляет собой тактическую задачу повышенной сложности, в первую очередь из-за того, что выбивать городки нужно с кона. Это значительно ограничивает возможность подхода для создания недоразворота биты и усложняет выполнение тактической задачи.

Рассмотрим основные варианты выбивания, как одиночных городков, так и комбинаций городков, оставшихся от фигуры «Письмо»:

1. Выбивание передних городков «Письма» происходит аналогично выбиванию простых фигур (п.4.1.1.).

2. Выбивание задних городков производится двумя способами: лобовым попаданием в городок и попаданием в городок после «мягкого» приземления биты в «пригороде».

Выбивание лобовым попаданием выполняется с отходом 20-30 см, в обратной плоскости, за счет значительного увеличения траектории полета биты (схема № 14). Этот вариант пригоден для спортсменов, имеющих близкую О. С., в условиях «жесткого» игрового покрытия, затрудняющего «мягкое» приземление в «пригороде». Для спортсменов, имеющих далекую О. С., наиболее целесообразен вариант лобового попадания в цель серединой биты, с подходом 50-100 см, в нормальной плоскости (схема № 15). При этом нужно уменьшить относительную угловую скорость вращения биты, для повышения надежности попадания биты в цель и увеличить угол наклона биты к горизонтали на случай недоброса.

Второй способ выбивания задних городков основан на «мягком» приземлении биты в «пригороде» переразворотом (отход 20-30 см), небольшим недоводом, в нормальной плоскости (схема № 16). Спортсменам, выполняющим броски в восходящей плоскости, требуется увеличение наклона биты в нормальной для обеспечения «мягкости» приземления биты.

3. Выбивание «марки» выполняется с подходом до 70 см, в нормальной плоскости. При недостаточном подходе необходимо уменьшить относительную угловую скорость вращения биты, чтобы упростить центровку.

4. Выбивание комбинации правого переднего городка и «марки» может выполняться аналогично способу выбивания правого «борта» и «марки». Однако выбивать комбинацию следует справа, как недоразворотом, так и переразворотом.

5. Выбивать комбинацию «марки» и левого заднего городка можно следующими способами:

а) недоразворотом (подход до 100 см), с уменьшением относительной угловой скорости вращения биты. При этом ручка должна попасть в «марку», а комель – в задний левый городок. Для достижения надежной «мягкости», биту нужно посылать в нормально-восходящей плоскости (схема № 17). В случае невозможности большого подхода, следует значительно уменьшить относительную угловую скорость вращения биты;

б) переразворотом (с О. С.), попаданием серединой биты в центр лицевой линии. Бросок выполняется в нормальной или нормально-восходящей плоскости так, чтобы ручка попала в «марку», а затем, в задний городок (схема № 18);

в) переразворотом (подход 20 см от О. С.), серединой биты в «марку». Бросок выполняется в нормальной или нормально-нисходящей плоскости, с приземлением биты в «городе» (схема № 19). Величина переразворота и центровка должны обеспечивать попадание в «марку» под углом 45 градусов и выбивание заднего городка «дуплетом». Нужно учитывать, что недовод увеличивает переразворот биты, а увод – уменьшает.

Все три способа выбивания комбинации «марки» и левого заднего городка выполняются с правой стороны кона.

6. Выбивание комбинации правого переднего и левого заднего городков аналогично выбиванию правого переднего городка и «марки» «дуплетом» (см. схему № 9).

Варианты выбивания комбинаций левого «борта» и «марки», левого переднего городка и «марки», «марки» и правого заднего городка имеют ничтожно малый процент реализации и приводят к неоправданным потерям при регулярном использовании в тренировочном процессе и соревновательной практике. Выбивание этих комбинаций допустимо лишь в крайних случаях и только мастерами высокой квалификации.

4.2.Тактика игры с полукона.

Тактика выбивания городков и их комбинаций с полукона подразумевает сохранение расстояния от О. С. до лицевой линии, обеспечивающего разворот биты. Отклонение от этого расстояния, связанное с выполнением той или иной тактической задачи, и его величина, указываются ниже в каждом конкретном случае, наряду с плоскостью вращения биты, величиной недоброса и степенью центровки броска.

Для определения конкретного места выполнения броска, в первую очередь, необходимо учитывать расположение переднего городка и отталкиваясь от него, строить свои тактические действия.

4.2.1. Выбивание одиночных городков.

Если городок находится в пределах «города», то выбивание его является довольно простой задачей для квалифицированного спортсмена. Для безошибочного выбивания городков необходимо выполнять броски в нормальной плоскости, переразворотом (отход 20-50 см), с недобросом 10-40 см. Чтобы исключить промахи следует избегать большого недовода биты.

Тактические действия по выбиванию одиночных городков, находящихся в «пригороде» на расстоянии 20 см от штрафной зоны, сводятся к двум вариантам:

1. Выбивание штрафного городка разворотом комлем справа (подход около 2 м от О. С.), в нисходящей или обратно-нисходящей плоскости, лобовым попаданием. Оптимальным следует считать попадание в городок с уводом или серединой биты (схема № 20);

2. Выбивание «штрафного» городка разворотом, в горизонтальной плоскости, лобовым попаданием, с уводом или серединой биты (схема № 21). Это вариант целесообразен для спортсменов, имеющих близкую О. С., исключающую возможность выбивания городка первым способом.

Тактические действия по выбиванию одиночных городков, находящихся в «пригороде» на расстоянии более 20 см от штрафной зоны, строятся так же, как при выбивании «штрафного» городка. При этом, применяя первый способ, нужно стремиться попасть битой в середину «коридора» между городком и штрафной зоной, а во втором случае оптимальной будет стойка, обеспечивающая разворот биты на линии «штрафного» городка.

4.2.2.Выбивание комбинаций с правым передним городком.

Тактика выбивания подобных комбинаций основывается на расположении городков, параметрах биты и особенностях броска. Основными требованиями к броску являются «мягкость» приземления биты и точная центровка.

Тактические действия при выбивании комбинаций

с правым передним городком.

1. Расположение городков: Расстояние между передним и задним городками не превышает 1,5 м.

Комбинация выбивается недоразворотом биты (подход – половина расстояния), в ярко выраженной нормальной плоскости, с уводом биты (ручкой необходимо попасть в передний городок). При этом Ц. Т. биты приземляется на одном уровне с передним городком или за ним (схема № 22).

2. Расположение городков: Расстояние между передним и задним городками превышает 1,5 м.

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) аналогично способу № 1 (схема № 23);

б) переразворотом (отход 50 см), в нормально-нисходящей плоскости. Степень увода определяется надежностью попадания биты в задний городок. Уровень недоброса должен обеспечивать «мягкость» приземления биты. Бросок выполняется справа. Этот вариант применяется, если передний городок находится в пределах «города» (схема № 24).

3. Расположение городков: Расстояние между передним и задним городками - более 2 м.

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) небольшим переразворотом (отход 20 см), в нормально-нисходящей плоскости. Степень увода биты определяется надежностью попадания биты в задний городок. Необходимо плотное попадание, во избежание попадания в штрафную зону. Бросок выполняется справа или с центра полукона (схема № 25).

б) разворотом или переразворотом (подход 2 м от О. С.),в обратной плоскости, с уводом биты (нужно попасть в передний городок комлем биты или частью биты до Ц. Т.). Необходимо плотное попадание, во избежание попадания в штрафную зону. Бросок выполняется справа. Этот вариант применим для случая 2 (б), если городок находится в «пригороде» (схема № 26).

ПРИМЕЧАНИЕ: Определяя место для броска, необходимо учитывать, что величина переразворота (отхода) или недоразворота (подхода) указывается от места разворота биты на переднем городке (кроме случая 3 (б)). При этом, отрабатывая практические навыки, нужно учитывать вес биты. При выбивании комбинаций недоразворотом более тяжелой битой, необходим больший подход. Для более легкой биты, необходим несколько больший отход при выбивании комбинаций переразворотом. Это касается бросков с уводом биты и связано с торможением вращения биты во время удара об городок.

4.2.3. Выбивание комбинаций с левым передним городком.

Тактические действия по выбиванию комбинаций такого рода относятся к наиболее сложным и требуют высокой точности попадания, «мягкости» приземления биты и безошибочности в определении места для броска.

Тактические действия по выбиванию комбинаций

с левым передним городком.

1. Расположение городков: Расстояние между передним и задним городками не превышает 30 см:

а) передний городок находится на расстоянии более 50 см от штрафной зоны;

б) передний городок находится ближе 50 см от штрафной зоны.

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) разворотом или небольшим переразворотом (за счет смещения вправо), в нормальной или нормально-нисходящей плоскости. Необходимо довольно плотное попадание и хорошая центровка (схема № 27);

б) разворотом или небольшим переразворотом (подход до 2 м от О. С.), в обратной плоскости, комлем справа. Бросок выполняется с левой стороны полукона (схема № 28). Допустимо применение варианта (а), при очень точном попадании.

2. Расположение городков: Расстояние между городками от 30 до 100 см:

а) городки находятся в пределах «города»;

Варианты тактических действий:

а) недоразворотом (подход 20-30 см), в нормальной или нормально-восходящей плоскости, Попадание в передний городок комлем должно быть довольно плотным (схема № 29);

б) переразворотом комлем справа (подход до 2 м от О. С.), в обратной плоскости, серединой биты (схема № 30).

3. Расположение городков: Расстояние между городками от 100 до150 см:

б) передний городок находится в «пригороде».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается с левой стороны полукона:

а) переразворотом (подход около 2 м от О. С.), серединой биты, в обратной плоскости, комлем справа (Схема № 31) или разворотом, в нормальной плоскости с недоводом биты (Схема № 32). Эти варианты применимы, если задний городок правее переднего не более чем на 40 см. Если комбинация более широкая, и расстояние между городками около 1,5 м, то выбивать её следует разворотом (отход около 2,5 м от О. С.), в обратной плоскости, с недоводом, комлем справа (Схема № 33). Если расстояние между городками около 1 м, то выбивать комбинацию следует недоразворотом (подход 30-40 см), в ярко выраженной нормальной или нормально-восходящей плоскости, с недоводом (Схема № 34);

б) разворотом или переразворотом (подход около 2 м от О. С.), в обратной плоскости, комлем справа, серединой или с небольшим уводом биты (Схема № 35), если комбинация не широкая и, с недоводом, если задний городок достаточно далеко удален вправо (Схема № 36). Чем короче комбинация и больше переразворот биты на переднем городке, тем точнее должна быть центровка.

4. Расположение городков: Расстояние между городками более 150 см:

а) оба городка находятся в пределах «города»;

б) передний городок находится в «пригороде».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается с левой стороны полукона:

а) переразворотом (подход около 2 м от О. С.), серединой или с небольшим уводом биты, в обратной плоскости, комлем справа (Схема № 37) или разворотом, в нормальной плоскости, с недоводом биты (Схема № 38). Оба варианта применяются тогда, когда задний городок правее переднего не более чем на 40 см. Более широкие комбинации следует выбивать разворотом или небольшим переразворотом (подход около 2 м от О. С.), в обратной плоскости, с недоводом биты, комлем справа (Схема № 39). При этом по возможности, следует уменьшить относительную угловую скорость вращения биты. Эффективным является выбивание широких комбинаций разворотом или небольшим недоразворотом (отход около 2,5 м от О. С.), в обратной плоскости, с недоводом, комлем справа (Схема № 40);

б) разворотом или переразворотом (подход около 2 м от О. С.), серединой или с небольшим уводом биты, в обратной плоскости, комлем справа (Схема № 41). Этот способ эффективен, если задний городок правее переднего не более чем на 40 см. Для широких комбинаций необходим больший недовод биты и, по необходимости, уменьшение относительной угловой скорости вращения биты (Схема № 42).

ПРИМЕЧАНИЕ: Определяя место для броска, необходимо учитывать, что величина переразворота (отхода) или недоразворота (подхода) указывается от места разворота биты на переднем городке. Исключением является выбивание комбинаций комлем справа.

Критерием для определения правильной величины угла наклона биты в момент приземления является «мягкость» приземления.

Для спортсменов, у которых Ц. Т. биты, удален от ручки далее чем на 60 см, наиболее целесообразным является выбивание подобных комбинаций комлем справа. биты, удален от ручки менее чем на 60 см, выбивание комлем справа затруднено.

4.2.4. Выбивание широких комбинаций.

Тактические действия, направленные на стабильное выбивание широких комбинаций с передним правым или левым городком, были рассмотрены выше и требуют отличной центровки, «мягкого» приземления биты и точного определения места для выполнения броска. Выбивание широких комбинаций городков, стоящих параллельно лицевой линии, требует попадания разворотом биты, в нормально-восходящей плоскости, с недобросом 20-30 см. Чем шире комбинация, тем выше требования к центровке.

4.2.5. Выбивание комбинаций от фигур «Часовые» и «Тир» с изменением плоскости вращения биты.

Комбинации от фигуры «Часовые» и «Тир» включают в себя стоячие городки и городки, расположенные на них в так называемых «связках», а также городки, находящиеся на игровой поверхности «города» или «пригорода».

Тактика выбивания подобных комбинаций основана на увеличении нормальной или обратной плоскости наряду с увеличением недоразворота или переразворота биты.

1. Расположение городков: Левая или правая «связка» от фигуры «Часовые»

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) недоразворотом (подход 70 – 100 см), в нормальной плоскости, попаданием серединой биты или с уводом, в оба городка «связки». (Схема № 43);

б) переразворотом (отход 30 – 50 см), в обратной плоскости, серединой биты или с уводом, в правый край верхнего городка (Схема № 44);

в) переразворотом, комлем справа (подход около 2 м), в обратной плоскости, серединой или с уводом, в правый край верхнего городка (Схема № 45).

2. Расположение городков: «Ворота» от фигуры «Тир».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) недоразворотом (подход 70 – 100 см), в нормальной плоскости, серединой биты или с уводом, в левую «связку» «ворот» (Схема № 46);

б) переразворотом (отход 30 – 50 см), в обратной плоскости, серединой биты или с уводом, в правую «связку» «ворот» (Схема № 47) .

3. Расположение городков: Левая «связка» от «Часовых» и городок справа по лицевой линии (ширина 40 – 60 см).

Тактические действия: Комбинация выбивается недоразворотом (подход 70 – 100 см), в нормальной плоскости, с недоводом, в левый край верхнего городка (Схема № 48).

4. Расположение городков: Правая «связка» от «Часовых» и городок слева по лицевой линии (ширина 40 – 60 см).




Тактические действия: Комбинация выбивается переразворотом (отход 30 – 50 см), в обратной плоскости, с уводом, в правый край верхнего городка «связки» (Схема № 49).

5. Расположение городков: Левая «связка» от «Часовых» и городок на «марке».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) переразворотом комлем справа (подход около 2 м), в обратной плоскости, серединой биты, в правый верхний край городка «связки». Бросок выполняется слева (схема № 50);

б) недоразворотом (подход 80 – 100 см), в нормальной плоскости, с недоводом, в левый край верхнего городка «связки». Бросок выполняется слева (схема № 51).

6. Расположение городков: Правая «связка» от «Часовых» и городок на «марке».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) переразворотом комлем справа (подход около 2 м), в обратной плоскости, с уводом биты, в правый край верхнего городка «связки». Бросок выполняется справа (схема № 52).

б) недоразворотом (подход 70 – 100 см), в нормальной плоскости, попаданием с уводом биты в оба городка «связки». Бросок выполняется справа (схема № 53). Этот же вариант применяется и тогда, когда городок находится левее «марки».

7. Расположение городков: Правая «связка» от «Часовых» и городок на задней линии в левой половине «города».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) переразворотом комлем справа (подход около 2 м), в обратной плоскости, с уводом биты, в правый край верхнего городка «связки». Бросок выполняется справа (схема № 54).

б) недоразворотом (подход 1 м), в нормальной плоскости, попаданием с уводом биты в оба городка «связки». Бросок выполняется справа (схема № 55). Этот способ пригоден и для выбивания более широких комбинаций.

8. Расположение городков : Левая «связка» от «часовых» и городок на задней линии в правой половине «города».

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается:

а) переразворотом комлем справа (подход около 2 м), в обратной плоскости, серединой биты, в правый край верхнего городка «связки». Бросок выполняется слева (схема № 56).

б) разворотом комлем справа (отход около 2,5 м), в обратной плоскости, попаданием с недоводом, в оба городка «связки» первой втулкой от ручки. Бросок выполняется слева (схема № 57). Этот способ особенно эффективен для выбивания широких комбинаций.

9) Расположение городков: «Связка» от «Часовых» и городок, находящийся в непосредственной близости от нее.

Варианты тактических действий: Комбинация выбивается с подходом около 1,5 – 1,8 м. Если городок находится справа от «связки», то место выполнения броска - немного дальше, если слева, то – ближе. В первом случае, при недоразвороте бросок нужно выполнять в нормальной плоскости (схема № 58), а во втором, на переразвороте – в обратной (схема № 59). Необходима отличная центровка, так как бита подходит к городкам почти перпендикулярно.

ПРИМЕЧАНИЕ : Практическое освоение тактических вариантов выбивания комбинаций от фигур «Часовые» и «Тир» требует точного определения места выполнения броска в каждом конкретном случае, так как изменение плоскости вращения часто приводит к изменению относительной угловой скорости вращения биты. Широкие комбинации особенно требуют точности попадания и абсолютно правильного определения места для броска.

4.2.6. Выбивание комбинаций городков «дуплетом».

Тактические действия по выбиванию «дуплетом» касаются комбинаций, выбивание которых битой невозможно из-за очень широкого расположения городков. Существует два варианта выбивания «дуплетом»: переразворотом и недоразворотом. В обоих случаях результатом правильных тактико-технических действий становится выбивание заднего городка за счет попадания в него переднего. При этом очень высоки требования к стабильности центровки и относительной угловой скорости вращения биты. Особое значение имеет правильный выбор места для броска, так как ошибка на 5 – 10 см может свести на нет все усилия. Увод биты приводит к уменьшению недоразворота и переразворота, а недовод – к их увеличению. Это нужно обязательно учитывать, осваивая этот способ выбивания сложнейших комбинаций городков. Добиваясь выбивания передним городком заднего, нужно стремиться, чтобы к моменту удара биты о передний городок, она разворачивалась бы перпендикулярно нужному направлению движения городка.

Выбивание переразворотом (отход 50 – 100 см) выполняется в нормальной или нормально-нисходящей плоскости, с недобросом 30 – 60 см, серединой биты. Бросок выполняется справа (схема № 60).

Выбивание недоразворотом (подход 50 – 120 см) выполняется в ярко выраженной нормальной или нормально-восходящей плоскости, при этом Ц. Т. биты приземляется на уровне переднего городка, а иногда и за ним. Бросок выполняется слева с уводом или серединой биты (схема №61).

4.2.7. Выбивание сложных комбинаций, состоящих из нескольких городков.

Невозможность описания всех вариантов комбинаций городков требует от спортсмена самостоятельной творческой работы по решению этой непростой тактической задачи в каждом конкретном случае. Для этого требуется умение пользоваться следограммой для определения возможности выбивания комбинаций городков с полукона, предложенной впервые Заслуженным мастером спорта России, Заслуженным тренером России, председателем тренерского совета Федерации городошного спорта России, в книге «Городки».

Для успешного практического применения следограммы, необходимо изобразить её на прозрачном материале в одном масштабе с изображением «города» и «пригорода», на которое она будет накладываться. Затем, определив места расположения городков, следует наложить следограмму так, чтобы городки попали в область, ограниченную следами ручки и комля биты. Шкала, расположенная на следограмме, в районе лицевой линии показывает, как определить место для выполнения броска (величина подхода в метрах – со знаком "-", отхода –"+"). Важно учитывать, что, накладывая следограмму, нужно сохранять параллельно боковым линиям «города» след Ц. Т. биты, если бросок целесообразно выполнять слева. Если же бросок выполняется справа налево, соответственно разворачивается и следограмма.

Если комбинация городков не умещается в пределах следограммы, то выбивание такой комбинации одной битой невозможно (исключением может быть вариант выбивания «выпавшего» из следограммы городка «дуплетом»).

Ещё одним условием успешных тактико-технических действий по выбиванию сложных комбинаций является «мягкость» приземления биты. Здесь важно правильно определить необходимую плоскость вращения:

а) при развороте и недоразвороте – нормальная и нормально-восходящая;

б) при переразвороте – нормальная и нормально-нисходящая;

в) при выбивании комлем справа – обратная.

Каждому спортсмену необходимо индивидуально подобрать наиболее подходящую плоскость вращения биты и величину наклона биты к горизонтали. Критерием правильного выбора будет стабильно «мягкое» приземление биты.

Городошный спорт знаком всем как городки. Это спортивное направление с очень богатой историей развития. Более того, это исконно славянская игра, зародившаяся в VIII в. Она получила широкое распространение как среди крестьян, так и среди городского населения.

В IX веке городки окончательно сформировались как спортивная игра с конкретными правилами и вошли в состав спартакиады. А c 1936 г по данному виду спорта стали проходить чемпионаты Советского Союза. В 1993 г организована Международная Федерация городошного спорта.

В исторических сводках имеются данные о том, что городошные «бои» любили Петр I и Александр Суворов. Увлекались ими также русские литераторы Толстой, Горький и Андреев, певец Шаляпин и музыкант Стасов, ученый Павлов, а также небезызвестные политические активисты Ленин, Сталин, Калинин, Ворошилов.

Почти на всех проводимых турнирах победителями становились московские спортсмены. Чемпионом СССР по городошному спорту стал Семен Громов.

С 2000 года в матчи стали включаться депутаты и даже глава государства. Так, на шестых Всероссийских играх в Ижевске в турнире поучаствовал В.В. Путин. А на Международном форуме под названием «Россия — спортивная держава» продемонстрировал свое мастерство в городках Министр спорта В.Л. Мутко.

Раньше площадки для противоборства были только фиксированными. Теперь существуют сборно-разборные площадки, которые легко устанавливаются на горизонтальной поверхности.

Как играть в городки

Суть сражения сводится к тому, чтобы битой вышибить по очереди несколько комбинаций, состоящих из пяти «городков» — цилиндрических столбиков из дерева. Побеждает тот, что сделает это с наименьшим количеством бросков.

Площадка и биты для игры

Она называется «город» и ее параметры 2 на 2 метра. Поле должно иметь абсолютно ровную поверхность и ограду. Броски производятся с дальнего расстояния — 13 метров (носит название «кон») и с ближнего — 6,5 метров («полукон»). Городки устанавливаются диаметром по 5 см, а их длина — не менее 20 см.

Биты имеют длину 1 метр, и у каждого игрока их по две. Биты могут быть:
  • Составные — круглые, без ограничения по весу и размеру.
  • Из полимерных материалов — массой до 2 кг.

При проведении соревнований площадку оборудуют стеной для отбивания, а также козырьком на случай осадков и фонарями для темного времени суток.

Правила игры

Играть могут как два противника, так и две команды, по пять человек каждая. Начинает игру команда на правом поле. Как только она пробивает пару бит, включается другая группа. И так по очередности. В партии разыгрывается от пяти до пятнадцать фигур, имеющих определенные наименования, в установленной очередности. Сколько должно быть сделано бросков, согласовывается сторонами заранее. Победу одерживает тот, кто выигрывает две партии подряд.

Каждую фигуру выбивают с дальнего расстояния и если выходит хотя бы задеть ее, переходят на ближнее. Лишь последняя комбинация пробивается исключительно с «кона».

Удар не засчитывается, когда:
  • Игрок затронул битой штрафную линию.
  • Выбивающий шагнул за «кон».
  • На подготовку к броску член команды затратил более 15 сек.

Если удар не засчитан, все городки возвращаются в исходное положение. Делать еще один удар запрещено.

В процессе городошного «сражения» стороны вправе изменять, упрощать или усложнять требования, за исключением главных принципов (количества и очередности бросков, а также правил их засчитывания).

Техника броска
Бросок в игре выполняется в следующей последовательности движений:
  • Биту держат кистью руки («хват»).
  • Правую ногу ставят к линии под углом 45 градусов, а левую отставляют влево («стойка»).
  • Плечи отводят назад и переносят вес на толчковую ногу («замах»).
  • Перемещают левую ногу, вытягивая все тело вперед («разгон»).
  • Плечо подают вперед, контролируя биту рукой («бросок»).

Виды городошного спорта

Различают классические, финские и еврогородки.

Суть классического турнира сводится к вышибанию комбинаций из квадратного корта(«города»). В игре применяется 5 «городков» в форме цилиндров, из них по порядку составляется 15 фигур. Для удара применяются метровые биты, изготовленные из дерева и металла, вес которых не ограничивается.

Еврогородки отличаются видом городка, количеством фигур и используемыми битами. Городок представляет собой квадратную призму. Фигуры также, как и в традиционном варианте, составляются из пяти городков, но разыгрывается их 16: 15 традиционных и еще одна, под названием «факс». Бросают полимерные биты массой до 2 кг без дополнительных вставок.

В финские городки играют палками из дерева на грунтовом поле следующим образом: с установленной дистанции выбиваются небольшие цилиндры. В командном сражении число вышибаемых цилиндров — 20 пар, а в личном — 10 пар.

Проблемы и перспективы городошного спорта

После Второй мировой войны городки были очень известным видом спорта. Уступали они лишь футболу. Но в конце двадцатого века эта игра стала терять свою значимость. После распада СССР и вызванного этим кризиса в экономике, городошный спорт перестал существовать во многих краях нашей необъятной родины.

По мнению специалистов, это было связано с тем, что Россия во многом стала ориентироваться на запад, в том числе и в спорте. Те виды соревнований, что были распространены по всему миру, продолжили свое развитие и приобрели коммерческую основу. А этнические виды спорта — лапта, русский хоккей и городошный спорт — оказались в стороне.

Раньше по городошному спорту проводились встречи между регионами, существовали сборные областей, которые участвовали во всероссийских соревнованиях. Сегодня городки не участвуют в Олимпийской программе, в отличие, скажем, от регби и гольфа. Ведь чтобы попасть туда, спортивная игра должна получить свое развитие не менее, чем в 75 странах. А на счету городков пока только около 20. Пока по данному виду спорта проходят только розыгрыши Кубка Европы.

Но между тем городошное «сражение» необычайно зрелищно и может иметь хорошие рейтинги, пользоваться популярностью на телевидении. Этот вид спорта тренирует меткость, силу, способность взвешивать положение дел и принимать решения — те свойства, которые почитались во все времена. Да и организовать территорию для игры очень просто — есть собирающиеся и разбирающиеся варианты площадок из пластика, которые можно подобрать под любые параметры. И приобрести их при этом возможно совсем не дорого. Этот вид спорта вполне можно ввести на школьных уроках физической культуры, устраивать показательные выступления.

Возрождение городошного спорта — это возрождение национальных традиций и культуры. Но для этого необходим административный ресурс, заинтересованность власти, финансовые вложения и, разумеется, ставка на массовость. Нужно вовлекать в игру молодежь, новые перспективные спортивные кадры. Потребуется развитие юношеского спорта, пропаганда всех направлений игры, организация деятельности профессиональных клубов, ну и конечно, участие в международных соревнованиях различного уровня, в том числе включение в программу мировой Олимпиады. Возможно, реализацию этих идей сможет осуществить Международная федерация городошного спорта, утвердившая в 2006 году концепцию популяризации всех направлений городошной игры и их выхода на мировую арену.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: