Весенние русские народные игры для детей. Русские народные игры и хороводы

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

«Гуси - Лебеди» Задачи: Развивать силовую выносливость, мускулатуру и ног, ловкость, чувство спортивного соперничества.

3 слайд

Описание слайда:

В начале игры выбирают Волка и Хозяина, остальные участники- Гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят «дом», где живут Хозяин и Гуси, на другой - живет Волк. Хозяин выпускает Гусей погулять, «травки пощипать». Гуси уходят от «дома» довольно далеко. Через некоторое время Хозяин и Гуси перекликаются: Гуси-гуси! Га-га-га. Есть хотите? Да, да, да. Гуси-лебеди! Домой! Серый волк под горой! Что он там делает? Рябчиков щиплет. Ну, бегите же домой! Серый волк за горой Не пускает нас домой! Гуси бегут в «дом», Волк пытается их поймать. Пойманные Гуси выходят из игры. Игра кончается, когда почти все Гуси пойманы. Последний оставшийся Гусь, самый ловкий и быстрый, становится Волком. Правила игры. Гуси должны «летать» по всей площадке. Волк может ловить их только после слов: «Ну, бегите же домой!»

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

«Казаки - разбойники» Задачи: Развивать, силовую выносливость, быстроту, ловкость, чувство спортивного соперничества.

6 слайд

Описание слайда:

Играющие делятся на две группы. Одна по жребию изображает казаков, а другая – разбойников. Разбойники разбегаются и прячутся. Казаки имеют свой дом (стан). Они уходят на ловлю разбойников, одного казака оставляют сторожить стан. Пойманных разбойников казаки приводят в стан. Игра кончается, когда все разбойники будут пойманы.

7 слайд

Описание слайда:

«Лапта» Задачи: Развивать, силовую выносливость, быстроту, ловкость, чувство спортивного соперничества.

8 слайд

Описание слайда:

Описание: Участники игры делятся на две равные группы, в каждой есть водящий. Посередине площадки отмечают игровое поле. С одной стороны игрового поля на расстоянии от 10 до 20 м находится город, а с другой - отводится место для кона. По жребию игроки одной группы идут в город, а другой - расходятся по полю. Игру начинает ведущий из группы города. Он лаптой забивает мяч, бежит через поле за линию кона и снова возвращается в город. Во время перебежки игроки водящей команды (поля) стараются запятнать бегущего. Если им удается, они переходят в город. В противном случае игроки остаются на своих местах. Игра продолжается, мяч забивает второй игрок и также бежит через поле за линию кона. Однако не всегда удается игрокам сразу же вернуться в город. В этом случае они ждут, кто их выручит, а выручить может только тот, кто далеко отобьет мяч. Может быть и такой вариант: если тот, кто пробил мяч, не смог сразу же перебежать за линию кона, он ждет, когда мяч пробьет следующий игрок; тогда за линию кона бегут одновременно два игрока.

9 слайд

Описание слайда:

«Палочка – выручалочка» Задачи: Развивать ловкость. Упражнять детей в беге в различных направлениях..

10 слайд

Описание слайда:

Дети выбирают водящего считалочкой: Я пойду куплю дуду, Я на улицу пойду. Громче, дудочка, дуди, Мы играем, ты води! Водящий закрывает глаза и встает лицом к стене. У стены рядом с ним помещают палочку-выручалочку, сделанную из дерева (длиной 50 - 60 см, диаметром 2 - 3 см) и ярко окрашенную, чтобы ее хорошо было видно в зеленой траве. Водящий берет палочку, стучит ею по стене и говорит: «Палочка пришла, никого не нашла. Кого первым найдет, тот за палочкой пойдет». После этих слов он идет искать. Заметив кого-то из играющих, водящий громко называет его по имени и бежит к палочке, стучит по стене, кричит: «Палочка-выручалочка нашла... (имя игрока)». Так водящий находит всех детей. Игра повторяется. Первый найденный при повторении игры должен водить. Но игрок, которого нашли, может добежать до палочки-выручалочки раньше водящего со словами: «Палочка-выручалочка, выручи меня» - и постучать по стене.

11 слайд

Описание слайда:

Затем бросить ее как можно дальше от стены и, пока палочку ищет водящий, спрятаться. Водящий опять быстро бежит за палочкой и повторяет действия, описанные выше. Правила игры. Нельзя подсматривать, когда дети прячутся. Водящий должен говорить слова медленно, чтобы все дети успели спрятаться. Искать детей водящему следует по всей площадке, а не стоять возле палочки-выручалочки. Дети могут перебежать с одного места укрытия в другое, пока водящий ищет палочку-выручалочку и ставит ее на место. Вариант. Дети могут выручить игрока, которого нашли. Кто-то из играющих незаметно выходит из укрытия, быстро бежит к палочке-выручалочке и со словами: «Палочка-выручалочка, выручи... (называет по имени того, кого выручает)» - стучит ею по стене. Затем палочку бросает как можно дальше. Пока водящий ищет ее, дети прячутся.

12 слайд

Описание слайда:

«Чехарда» Задачи: Развивать координацию движений, ловкость, силу, смелость и уверенность в себе.

13 слайд

Описание слайда:

Дети встают друг за другом в линию на расстоянии около 3 м. Пригибают голову, а сами сгибаются так, чтобы опереться на ногу, согнутую в колене. Участник, который стоит последний в шеренге, должен разогнуться и поочередно перепрыгнуть через стоящих впереди так, как прыгают через козла: опершись руками о спину согнувшегося и разведя ноги врозь. После этого он должен стать впереди, шагах в десяти. Все участники понемногу выпрямляются, усложняя прыжок играющему. Все, кто справляется с задачей, становятся впереди. Те, кому не удалось перепрыгнуть, выбывают из игры. Продолжайте игру до тех пор, пока не определится победитель. Правила: Для начала игры необходимо как минимум два человека: тот, кто будет прыгать, и тот, через кого будут прыгать. Максимальное количество участников не ограничено: чем больше, тем веселее. Главное, найдите для игры достаточно просторную площадь, чтобы игроки не мешали друг другу, и не было возможности возникновения травмы.

14 слайд

Описание слайда:

«Змейка» Задачи: Развивать быстроту, ловкость, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в беге.

15 слайд

Описание слайда:

Все дети берут друг друга за руки, образуя живую цепь. Ребенок, стоящий первым, становится ведущим. Он начинает бежать, увлекая за собой всех остальных. На бегу ведущий несколько раз должен резко изменить на­правление движения всей группы: побежать в противо­положную сторону, сделать резкий поворот (под углом 90°), закрутить цепочку «змейкой», описать круг и т.д. Правила: 1. Все дети должны крепко держаться за руки, что­бы «цепочка» не порвалась. 2. Игроки должны точно повторять все движения ведущего и стараться бежать «след в след». 3. Хорошо использовать в игре естественные препят­ствия: обегать вокруг деревьев, наклоняться, пробегая под их ветками, сбегать но склонам неглубоких овра­гов. При игре в помещении можно создать «полосу пре­пятствий» из больших кубиков или спортивных пред­метов (обручей» кеглей, гимнастических скамеечек). 4. Игру можно остановить» если «цепочка» порвалась, и выбрать нового ведущего.

16 слайд

Описание слайда:

«Штандер» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям. Упражнять в метании

17 слайд

Описание слайда:

Играющие становятся в круг и рассчитываются по порядку номеров. Один из них (водящий) получает маленький мяч и выходит на середину круга. Водящий сильно ударяет мячом о землю и называет чей-нибудь номер. Вызванный бежит за мячом, а остальные играющие разбегаются в разные стороны. Вызванный (новый водящий), схватив мяч, кричит "Штандер" или "Стой!" Все останавливаются и стоят неподвижно там, где их застала команда. Водящий стремится попасть мячом в ближайшего игрока, который может увертываться от мяча, не сходя с места (наклоняться, приседать, подпрыгивать). Если водящий промахнется, то бежит за мячом, а остальные разбегаются. Взяв мяч, водящий кричит "Штандер" или "Стой!" и кидает мяч в кого-либо из играющих. Осаленный мячом игрок становится новым водящим. Играющие окружают его, и игра начинается сначала.

18 слайд

Описание слайда:

«Третий лишний» Задачи: Развивать ловкость. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

19 слайд

Описание слайда:

Описание: Количество игроков не ограничено, как можно больше. Все встают в круг лицом, попарно - один человек, а за спиной другой. Одна пара становится ведущей - один из пары бежит, другой догоняет. Догоняльщик становится внутри круга, а третий лишний остаётся снаружи. Бегают по внешнему кругу. Тот, кто убегает, может спастись от погони, встав к любой паре третьим. Вставать нужно перед первым игроком пары, тогда стоящий у него за спиной игрок становится третьим, третьим лишним и должен убегать от погони. Тот, кого догонит и коснется рукой догоняющий, сам становится им, и теперь сам должен убегать. Играют, пока не надоест.

20 слайд

Описание слайда:

«Ворота» Задачи: Обучение в игровой манере ходьбе, внимательности, игре в коллективе.

21 слайд

Описание слайда:

Все дети разбиваются на пары и становятся лицом друг к другу. Они берутся за руки, которые поднима­ют высоко над головой, образуя «ворота». Дети из по­следней пары быстро пробегают под воротами и вста­ют впереди всех, затем бежит следующая пара. Игра заканчивается, когда все дети пробегут под воротами. Привила: 1. Дети держат друг друга за руки, пробегая под воротами. 2. Нельзя задевать «ворота». 3. Во время игры можно изменять высоту ворот, по­степенно «опуская руки»: это значительно усложнит выполнение задания.

22 слайд

Описание слайда:

«Удочка» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в прыжках на двух ногах, умению играть в коллективе.

23 слайд

Описание слайда:

Игроки становятся по кругу «рыбки», а ведущий в центре круга «рыбак». Игра начинается. «Рыбак» спускает с руки удочку и начинает поворачиваться вокруг своей оси, а «рыбки» должны перепрыгивать через удочку, а «рыбы» поочерёдно начинают подскакивать, стараясь непопасться на крючок. А кто пойман выходит из круга.

24 слайд

Описание слайда:

«Чижик» Задачи: Развивать, силовую выносливость, быстроту, ловкость, чувство спортивного соперничества.

25 слайд

Описание слайда:

Ведущий очерчивает мелом квадрат - "клетку", в ее середине устанавливает камень, на который кладет палочку - "чижик". Все по очереди подходят к "клетке" с другой длинной палкой и бьют по "чижику", который от удара подлетает вверх. Тогда другие игроки бьют "чижика" на лету, стараясь загнать его в "клетку". Правда, нужно быть внимательным, чтобы самому не попасть под удар вместо "чижика".

26 слайд

Описание слайда:

«Горелки» Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге.

27 слайд

Описание слайда:

Описание: Игроки стоят парами друг за другом. Впереди водящий, он держит в руке над головой платочек. Все хором: Гори, гори ясно, Чтобы не погасло. Посмотри на небо, Птички летят, Колокольчики звенят! Раз, два, три! Последняя пара беги! Дети последней пары бегут вдоль колонны (один справа, другой слева). Тот, кто добежит до водящего первым, берет у него платочек и встает с ним впереди колонны, а опоздавший “горит”, т. е. водит.

28 слайд

Описание слайда:

«Жмурки» Задачи: Развивать умение действовать по сигналу, учить ориентироваться в пространстве, соблюдать правила игры.

29 слайд

Описание слайда:

Описание:. Дети выбирают одного участника, накладывают ему на глаза повязку. По данному сигналу, участвующие в игре, бросаются в разные стороны, а ребенок с повязкой на глазах, стоящий посередине места для игры старается поймать кого-нибудь из бегущих. Попавшийся меняется с ним ролями, т. е. ему накладывают повязку на глаза и он становится «жмуркой». Правила: Дети должны во время бега все-таки следить, чтобы тот из них, у которого глаза завязаны, не наткнулся на какой-нибудь предмет; при виде опасности они предупреждают криком: "огонь"! Варианты: Игра может проводиться с колокольчиком, который дети передают друг другу.

30 слайд

Описание слайда:

«Пятнашки» Задачи: Развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в беге, умению играть в коллективе.

31 слайд

Описание слайда:

Начинают игру с выбора водящего, его называют «пятнашкой». Все участники игры разбегаются по площадке, «пятнашка» их догоняет. Кого он коснулся рукой, тот становится «пятнашкой». Круговые пятнашки. Участники игры встают по кругу на расстоянии одного шага. Каждый свое место отмечает кружком. Двое водящих стоят на некотором расстоянии друг от друга, один из них – «пятнашка», он догоняет второго игрока. Если убегающий видит, что «пятнашка» его догоняет, он просит помощи у игроков, стоящих на месте, назвав одного из них по имени. Названный игрок оставляет свое место и бежит по кругу, «пятнашка» догоняет уже его. Свободное место занимает игрок, который начинал игру. Свободный кружок, если успеет, может занять и «пятнашка», тогда «пятнашкой» становится тот, кто остался без места. Игра продолжается, «пятнашка» догоняет игрока, который вышел из круга.

32 слайд

Описание слайда:

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в построению в две шеренги, беге. «Цепи кованые»

33 слайд

Описание слайда:

Описание: Две шеренги детей, взявшись за руки, становятся друг против друга на расстоянии 15 – 20 м. Одна шеренга детей кричит: - Цепи, цепи, разбейте нас! Кем из нас? – отвечает другая - Стёпой! - отвечает первая Ребёнок, чьё имя назвали, разбегается и старается разбить вторую шеренгу (целится в сцепленные руки). Если разбивает, то уводит в свою шеренгу ту пару участников, которую он разбил. Если не разбивает, то встаёт в шеренгу, которую не смог разбить. Выигрывает та команда, где оказывается больше игроков.

34 слайд

Описание слайда:

Задачи: Развивать у детей умение действовать по сигналу, упражнять в беге по разным направлениям. «Коршун»

35 слайд

Описание слайда:

Описание: Среди игроков распределяются роли. Один из них становится «коршуном», другой «курицей», все остальные «цыплята». «Цыплята» выстраиваются в колонну по одному за «курицей», держась за пояс друг друга. Игра начинается с диалога: - Коршун, коршун, что с тобой? - Я ботинки потерял. - Эти? («курица», а в след за ней «цыплята» выставляют в сторону правую ногу. - Да! – отвечает «коршун» и бросается ловить «цыплят». «Курица» при этом старается защитить «цыплят» не толкая при этом «коршуна». Пойманный «цыпленок» выходит из игры. Вариант: Пойманный «цыпленок» становится «коршуном».

36 слайд

Описание слайда:

37 слайд

Описание слайда:

В игре участвуют 2 команды по 3 человека в каждой. Место для игры- ровная прямоугольная площадка размером 8х4 м. На расстоянии 2 м от одной из коротких линий прямоугольника проводят коновую линию, в 5 м от нее - линию метания (рис. 3). Бабки (кости ножных суставов мелкого домашнего скота - свиней, коз, овец) - по 10 штук на каждую команду, всего 20 штук; один биток (более крупная и тяжелая бабка). Перед каждой командой у коновой черты расставляют в определенном порядке и последовательности фигуры из 10 бабок (сначала ставится "забор", потом "гусек"). Каждая команда должна сбить поставленные бабки меньшим количеством битков. По жребию одна из команд начинает игру первой. Игроки этой команды по очереди бросают битком в бабки, стремясь сбить их. Затем бьет другая команда, потом опять первая и т. д. Побеждает команда, затратившая меньшее количество битков на то, чтобы сбить в определенном порядке установленные в игре фигуры из бабок.

38 слайд

Описание слайда:

Правила: 1) в игре последовательно сбиваются 2 фигуры: "забор", "гусек". "Забор" ставится вдоль коновой черты, "гусек" - перпендикулярно ей; 2) чтобы сбить 1-ю фигуру, надо, начиная с любого конца "забора", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 бабок каждым броском битка. Чтобы сбить 2-ю фигуру ("гусек"), надо, начиная с последнего от коновой черты ряда "гуська", последовательно сбивать все бабки этой фигуры, но не более 2 каждым броском битка; 3) сбитые бабки убираются с площадки; 4) игрок, переступивший за черту метания до прикосновения битка к земле, теряет право на бросок, все же сбитые бабки этой фигуры ставятся на прежние места.

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

«Золотые ворота» Задачи: Развивать, быстроту, ловкость, глазомер, совершенствовать ориентировку в пространстве. Упражнять в ходьбе цепочкой.

41 слайд

Описание слайда:

Описание: Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Все дети говорят: Ай, люди, ай, люди, Наши руки мы сплели. Мы их подняли повыше, Получилась красота! Получились не простые, Золотые ворота! Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними. Дети – «ворота» говорят: Золотые ворота Пропускают не всегда. Первый раз прощается, Второй - запрещается. А на третий раз Не пропустим вас! С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. "Ворота" побеждают, если им удалось поймать всех игроков. Правила игры: Игра продолжается до тех пор, пока не останется три-четыре не пойманных играющих, опускать руки надо быстро, но аккуратно.

42 слайд

Описание слайда:

«Волки и овцы» Задачи: Развивать, силовую выносливость, мускулатуру рук и ног, ловкость, чувство спортивного соперничества. Умению играть в коллективе.

43 слайд

Описание слайда:

Описание: Перед началом игры надо выбрать «волка» и «пастуха», остальные дети будут «овцами». На противопо­ложных сторонах площадки обозначают границы двух «овчарен» - это места, где «овцы» могут спастись от волка. Перед началом игры все «овцы» должны расположиться на краю поля, в одной из «овчарен». В центре площадки очерчивают круг: здесь будет «волчье логово». Дети хором произносят: Пастушок, пастушок, заиграй в рожок! Травка мягкая, роса сладкая. Гони стадо в поле, погулять на воле! «Пастух» играет в «рожок» и так выпускает своих «овечек» погулять по заливному лугу. «Волк» внима­тельно следит за пасущимися «овечками» из своего «логова». Когда «пастух» крикнет: «-Волк!», «овечки» должны успеть добежать до другой овчарни, на проти­воположной стороне поля. А «волк» выскакивает из своего «логова» и пытается их поймать («осалить»). «Пастух» защищает «овечек», загораживая их от «волка». «Овечки», которых «волк» поймал, выходят из игры.

МБУ ДО «Центр детского творчества № 1города Орла»

Методическая разработка

Подготовила:

педагог дополнительного образования

Дёмичева Виктория Игоревна

Орёл-2017

Консультация для родителей

«Русские народные подвижные игры для детей.

Играйте вместе с нами»

На дворе 21 век. Век технологий и прогресса. Стремясь попасть в ногу со временем, мы начинаем забывать родные традиции. Многие родители, отдавая предпочтение компьютерам и иностранным языкам, совершенно не придают значения патриотическому воспитанию, уходящему своими корнями в традиции и историю родного народа.

В последнее время в детских садах и школах традициям и истории России уделяется особое внимание. Например, знакомя ребенка с русскими народными подвижными играми, мы:

    развиваем у детей интерес и эмоциональную отзывчивость к народному творчеству;

    расширяем и обогащаем игровые действия детей;

    развиваем двигательную активность;

    укрепляем здоровье детей;

    обогащаем словарь.

Дорогие родители, предлагаем вашему вниманию варианты русских народных подвижных игр для детей среднего дошкольного возраста, в которые можно играть не только в детском саду, но и дома, и во дворе.

1. Хоровод-игра "Ай, гугу!"

Дети встают в круг. Ведущий ведет детей за собой и произносит слова:

Ай, гугу, гугу, гугу,

Не кружится на лугу.

На лугу - то лужица,

Голова закружится.

Ой, вода! Ой, вода!

Вот беда, так беда!

Прыг - скок, прыг - скок,

Прыгал, прыгал и скакал,

Прямо в лужицу попал!

2. Игра "Платочек"

Дети сидят на стульчиках. Ведущий в центре круга, показывает платочек.

Вот какой у меня платочек,

Пойди, попляши, Катенька, дружочек (повязывает),

Всем ребятам Катеньку покажу (показывает).

Вот - вот, вот как Катенька идет,

Песенку веселую нам поет.

Ты плясать умеешь ли? - Посмотрю.

Маме с папой Катеньку похвалю (дети хлопают, Катя танцует).

Веселее, Катенька, попляши,

Мы похлопаем от души.

3. Игра "Ворон"

Перед началом игры выбираются пташки (например, воробьи) голосу которых дети смогут подражать. Выбирается ворон. Пташки летают, кричат. Из гнезда вылетает ворон и кричит: "Кар-р-р! " Пташки прячутся в домик, ворон пытается их поймать.

Надеемся, что вам понравится играть с детками и это станет вашей доброй традицией! Удачи!

Анкета для родителей

«Русские народные подвижные игры»

Уважаемые родители!

Просим Вас принять участие в опросе и ответить на вопросы анкеты. Ответы будут использованы в обобщённом виде.

Свою фамилию указывать не надо.

Заранее благодарим.

    В какие игры больше всего любит играть Ваш ребёнок?

    Назовите, какие русские народные подвижные игры Вы знаете?

___________________________________________________________

___________________________________________________________

    Играли ли Вы в детстве в русские народные подвижные игры? Если «Да», то в какие?

___________________________________________________________

    Играете ли вы с детьми в русские народные подвижные игры? Если «Да», то в какие?

___________________________________________________________

    Есть ли у Вас с детьми любимые русские народные подвижные игры? Назовите их.

___________________________________________________________

___________________________________________________________

    Какие положительные черты характера воспитывают русские народные подвижные игры у ребёнка?

___________________________________________________________

____________________________________________________________________________

Досуг

«Путешествия в Страну русских народных игр»


Цель:

обучение детей русским народным подвижным играм и формирование положительной мотивации для развития динамической активности детей.

Задачи:

Вызвать у детей интерес к русским народным играм, желание играть в них.

Упражнять в выполнении основных видов движений через игровые задания.

Доставить детям радость.

Воспитывать умение действовать в коллективе, выполнять правила в играх.

Предварительная работа:

разучивание считалок

Реквизит:

Перчаточная кукла Петрушка

Костюм Бабы-Яги

Метла для Бабы-Яги

Берлога Медведя (ящик, корзина, бревно)

Палочки для выбора водящего

Ход досуга

Беседа о русских народных играх

Давайте сегодня вспомним русские народные игры.

Кто мне скажет, можно ли прожить без игры? (Можно, но ничего хорошего из этого не выйдет)

Именно поэтому люди играют в разные игры с тех пор, как существует человечество.

А какие русские народные игры вы знаете?

Почему их называют русскими народными играми?

Русские народные игры для детей всегда были популярны среди маленьких, заводных непосед. Забавы интересны не только детям, но и некоторым взрослым. В игры играли с древних времен и сегодня играют и с мамами, и с бабушками, и с друзьями, и на массовых праздниках, веселых мероприятиях, народных гуляниях.

Ведущий: Ребята, приглашаю вас отправиться в страну русских народных игр!

И кто нам в этом поможет, мы сейчас узнаем. Слушайте загадку:

Он игрушка – забияка,

Клоун, озорник, кривляка!

Позабавит, рассмешит,

Посмеетесь от души

Он с бубенчиком в руке

В сине-красном колпаке

Он – веселая игрушка,

А зовут его…(Петрушка)

Ведущий достает из мешка куклу-перчатку «Петрушку».

Петрушка: «Здравствуйте, ребята! А вот и я, вы узнали все меня друзья! Да, ребята, я Петрушка, озорная и веселая игрушка! Вы хотите со мной поиграть?

А чтобы узнать, в какую игру мы сейчас будем играть, отгадайте загадку:

Кто там спит зимой в берлоге,

И не ходит по дороге.

Он малину ест и мед.

В теплой шубке круглый год…(Медведь)

Игра « У медведя во бору»

Играющие выбирают медведя, с помощью считалки. Определяют место его берлоги и своего домика. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

А медведь не спит,

Все на нас глядит.

Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила

1. Медведь выходит из берлоги только после того, как дети споют песенку.

2. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а повторить песенку, раззадорить его.

Методика проведения

Берлогу медведя лучше разместить на другом конце площадки. Медведь из берлоги должен выбираться (перелезать через бревно, вылезать из ящика, корзины).

Петрушка: « Какие все молодцы! Дети, а ещё я люблю играть в «Дударя». А вы умеете в нее играть?»

Игра «Дударь»

С помощью считалки, дети выбирают Дударя. Он становится в круг. Вокруг него идёт хоровод и поёт песню:

Дударь, Дударь, Дударище

Старый, старый старичище.

Его под колоду, его под сырую, его под гнилую.

Дударь, Дударь, что болит?

Дударь показывает и называет, что у него болит (рука, голова, спина, коленка и т.д.), все кладут руки на это место и снова начинают ходить по кругу с песней. Дударь, Дударь, Дударище старый, старый старичище. и т.д.

Когда надоест играть, Дударь говорит: «Выздоровел!»

Петрушка: «Ох, как весело с вами играть! Слушайте ещё одну загадку:

В глухом лесу в своей избушке

Совсем одна живет старушка.

Метлой она не пол метет

Метла – старушкин самолет...(Баба-Яга)

Петрушка ушел искать Бабу-Ягу. После этого влетает на метле она. Начинает играть с детьми.

Игра «Бабка – Ежка»

В середину круга встает водящий - Бабка-Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бегают играющие и дразнят ее:

Бабка-Ежка

Костяная Ножка

С печки упала,

Ногу сломала,

А потом и говорит:

У меня нога болит.

Бабка-Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.

Петрушка предлагает сыграть ещё в одну русскую народную игру.

Игра «Дядюшка Трифон»

Дети встают в круг, берутся за руки. В центре находится ведущий, которого выбрали при помощи палочек, а играющие ходят по кругу и говорят нараспев слова:

«А у дядюшки Трифона

Было семеро детей,

Семеро сыновей

Они не пили, не ели,

Друг на друга смотрели.

Разом делали, как я!»

При последних словах все начинают повторять его жесты. Тот, кто повторил движения лучше всех, становится новым ведущим, а старый ведущий превращается в обычного игрока.

Петрушка благодарит ребят и прощается с ними.

Анкета для воспитателей

«Русские народные подвижные игры»

Цель: выяснить, какая работа по применению русских народных подвижных игр проводится педагогами детского сада.

Вопросы:

    В какие подвижные игры играете в помещении?

    В какие игры играете с детьми на прогулках?

    Любимые подвижные игры детей группы?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    В какие русские народные подвижные игры играете с детьми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие подвижные игры освоили в последнее время?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какие игры планируете разучить с детьми и чем обусловлен выбор?

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Схема планирования игр

При планировании игр необходимо учитывать длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети. Количество планируемых игр на одном занятии также зависит от уровня подготовленности детей, от степени интенсивности игры, от игрового сюжета.

В начале каждого занятия планируется знакомство детей с новой игрой.

Возрастная

Средний

возраст

Количество игр на занятии

3 – 4

Повторность

5 – 6 раз

Новая игра

2 – 3 занятия

подряд

Знакомство

с игрой

повторить через

1 – 2 занятия

Длительность

6 – 8 мин

Примерное распределение новых игр по двигательному материалу

ХОРОВОДНАЯ ИГРА

ИГРА СРЕДНЕЙ ИНТЕНСИВНОСТИ

ПОДВИЖНАЯ ИГРА С ВЫСОКОИНТЕНСИВНОЙ НАГРУЗКОЙ

МАЛОПОДВИЖНАЯ ИГРА

Диагностическая таблица

Критерии оценки

Средний возраст

Развитие игры

как деятельности

Формирование

взаимоотношений

Развитие

творчества

1. Умение осознанно выполнять правила

1. Проявление положительных эмоций и дружеских взаимоотношений в игре

1. Проявление интереса к народным играм и устному народному творчеству

2. Умение согласовывать движения

с текстом

2. Желание участвовать в совместных играх

2. Умение передавать образ в соответствии с сюжетом

3. Умение ориентироваться в пространстве

3. Умение организовать знакомую игру с небольшой группой сверстников

4. Умение выполнять массовую роль

5. Умение выполнять ведущую роль

6. Умение правильно пользоваться атрибутами

КЛАССИФИКАЦИЯ НАРОДНЫХ ИГР

ПО ОСНОВНЫМ ВИДАМ ДВИЖЕНИЙ

Средний возраст

Русские народные игры с бегом

1. Филин и пташки

2. Платок

3. Курочки

4. Пастух и стадо

5. Медведи с цепью

6. Корзинки

7. Ловлю птиц на лету

8. Дедушка Рожок

9. Заря-Зарница

10. Серый волк

11. Бабушка Пыхтеиха

12. Огородник и воробей

13. Прялица

14. Горшки

15. Утка и селезень

16. Арина

17. Колпачек и палочка

18. Садовник

19. Зайцы в огороде

20. Дедушка Егор

21. Козлик

22. Петух

24. Лягушка

25. Перегонка

26. Пчелы и ласточки

27. Колдуны

28. Орешек

Русские народные игры с прыжками

1. Жабка

2. Купи бычка

3. Посигушки

Русские народные игры с мячом

1. Шарильщик

2. Подстанка

3. Зевака

4. Выбей мяч из круга

5. Защити город

6. Перебежки

7. Зайчик

8. Встреча

9. Воевода

10. Свечки

Русские народные игры малой подвижности

    Молчанка

    Мережа

    Дятел

    Солнце и месяц

    Топор

    Сижу-посижу

    Редька

    Гуськи

    Кто с нами

    Горшок

    Колечко-малечко

    Обрядовые хороводные игры

Осень Зима Весна

1. Ленок 1. Дивная щука 1. Заклички

2. Жнецы 2. Прялица 2. Верба-вербочка

3. Капуста 3. Царевна 3. Маки 4. Мельница 4. Плетень 4. Солнышко

5. Змейка

Хороводные игры

1. Просо сеяли 5. Воробушек

2. Растим мак 6. Плетень (вариант)

3. Колпачек 7. Заинька

4. Со вьюном я хожу 8. Утеня

Жмурки Фанты

1. Жмурка-почтальон 1. Птицы летают

2. Фролка и Фомка 2. Тяни-пускай

3. Яша и Маша 3. Слоги

4. Слепой барин 4. Стихии

5. Слепой козел

6. Трубочка

7. Пора, бабушка, в пир

8. Кривой петух

9. Колючки

Картотека русских народных игр

для детей 4-5 лет

«Гори ясно»

Цель: упражнять детей в умении самостоятельно менять направление движения со сменой тембровой окраски музыки. Воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Дети стоят в кругу, держась за руки. В середине ребёнок с платочком в руке.

Все дети идут вправо по кругу, водящий машет платочком.

Дети останавливаются и хлопают в ладоши. Водящий скачет внутри круга. С окончанием музыки останавливается и встает перед двумя стоящими в кругу детьми.

Играющие хором поют считалочку:

«Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло,

Раз, два, три!»

На слова «Раз, два, три!» 3 раза хлопают в ладоши, а водящий взмахивает платком. После этого выбранные дети поворачиваются спиной друг к другу и обегают круг. Каждый стремиться прибежать первым, взять у водящего платочек и высоко поднять его.

«Сова»

Цель: развивать у детей способность выразительно передавать игровой образ. Учить двигаться легко, свободно. Воспитывать выдержку, внимание. Проявлять творчество.

Ход игры:

Один из играющих изображает «сову», остальные –мышей. Сова выкрикивает: «Утро!» Тут же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!» Мыши продолжают двигаться. Сова говорит: «Вечер!» Мыши встают в круг, ходят вокруг совы и поют:

Ах ты, совушка - сова,

Золотая голова.

Что ты ночью не спишь,

Всё на нас глядишь?

Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают, не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается какое-либо движение, из игры выбывает.

«Чурилки»

Цель: воспитывать организованность, развивать ловкость, быстроту.

Ход игры:

Играющие выбирают двоих детей. Одному завязывают платком глаза, другому дают бубен (или колокольчик); затем ведут вокруг них хоровод и поют:

Колокольцы, бубенцы,

Раззвонились удальцы.

Диги-диги-диги-дон,

Отгадай, откуда звон?

После этих слов игрок с бубном начинает звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать.

Как только жмурка поймает его, их меняют другие игроки. Игра продолжается.

«Огуречик»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед и легкого стремительного бега.

Ход игры:

Ребенок в шапочке мышки сидит на стуле в стороне. Напротив него группой стоят дети. Руки у играющих находятся на поясе. Дети исполняют потешку:

Огуречик, огуречик,

Не ходи на тот конечик.

Легкими прыжками продвигаются к «ловишке». Останавливаются, грозят пальчиком «ловишке» со словами:

Там мышка живет,

Тебе хвостик отгрызет.

Мышка бежит за ребятами, стараясь их догнать.

«Васька - кот»

Ход игры:

Из числа играющих выбирается «Кот Васька» и несколько детей «мышат». Все дети становятся в круг. «Кот Васька» выходит на середину круга, а дети – «мышки» - за кругом.

Ходит Васька серенький,

Хвост пушистый беленький,

Ходит Васька кот.

Дети идут по кругу вправо.

Васька – влево.

Сядет, умывается,

Лапкой умывается,

Песенки поет.

Дети сужают круг, смотрят, как Васька умывается. С окончанием куплета расширяют круг.

Дом неслышно обойдет,

Притаится Васька кот,

Серых мышек ждет.

Дети идут вправо, кот – влево.

Дети делают «ворота». Дети «мышки» бегают через «ворота», то в круг, то из круга, а «кот Васька» старается их поймать.

«Скок - поскок»

Цель: закрепить навыки выполнения легких прыжков с продвижением вперед, мягкого пружинного шага, сужения и расширения круга.

Ход игры:

Скок – скок, поскок,

Молодой дроздок.

Продвигаются вперед прыжками.

По водичку пошел,

Молодичку нашел.

Идут мягким шагом.

Молодиченька

Невеличенька.

Сужают круг.

Сама с вершок,

Голова с горшок.

Присаживаются. Расширяют круг бодрым шагом.

Дети стоят по кругу, сложив за спиной руки ладошка к ладошке, имитируя «хвостик».

«Золотые ворота»

Цель: совершенствовать легкий бег, развивать ловкость.

Ход игры:

Участники игры делятся на тех, кто стоит в кругу, подняв сомкнутые руки. И тех, кто через эти ворота пробегают цепочкой (или по одному).

Стоящие поют:

Золотые ворота

Пропускают не всегда:

Первый раз прощается,

Второй – запрещается,

А на третий раз

Не пропустим вас!

«Ворота» закрываются и «ловят» того, кто остался в них. Оказавшиеся внутри круга, берутся за руки с образующими круг, увеличивая «ворота».

СЧИТАЛКИ

Шел баран...

Шел баран
По крутым горам,
Вырвал травку,
Положил на лавку.
Кто её возьмет -
Тот и вон пойдет.

Шла коза по мостику...
(русская народная считалочка)

Шла коза по мостику

И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

«Народные игры»

«Народные игры» ориентирует на решение задач, способствующих организации двигательной деятельности младших школьников в дружелюбной радостной обстановке, но при умелом сочетании отдыха и движения.

В старые времена существовало около трёх тысяч игр. Сохранились только те, которые были самыми интересными и увлекательными. В большинстве в народные игры играют на свежем воздухе. Игры, предлагаемы данной программой, разнообразны, требуют много движения, смекалки, дают массу всяческих физических навыков и умений, отлично закаляют тело и душу.

Особый акцент программы сделан на использование народных игр с разной физической нагрузкой для детей, разнообразной степенью двигательной активности. Программой предложены игры, требующие быстроты, ловкости, смелости, упорства в достижении цели.

цельОбучение младших школьников забытым народным играм, считалкам, другим жанрам устного народного творчества;

Воспитание любви к Родине, её традициям и обычаям;

Развитие физических качеств: ловкости, смелости, физической активности, упорства в достижении цели, дружелюбия и коммуникативности.

Обучать основам народных игр;

Развивать двигательную активность;

Возбудить у детей интерес к занятиям физкультурой и спортом1. Бессюжетные игры

«Вороны и воробьи»

На линиях в 3 – 5 м. друг от друга команды располагаются шеренгами спиной друг к другу. Одна команда – «Вороны», другая – «Воробьи». По сигналу «вороны» одноименная команда убегает, а другая старается догнать и «осалить» убегающих до определенной отметки. Побеждает команда, «осалившая» большее число игроков другой команды.

«Ловишки-перебежки»

По обеим сторонам площадки проводятся две черты. Группа детей становится на каждой стороне площадки за чертой. На середине между двумя линиями находится ребенок – ловишка. После слов: «Раз, два, три – лови!» - дети перебегают на другую сторону площадки, а ловишка ловит их. Тот, до кого ловишка дотронется, выбывает из игры. После 2 перебежек производится подсчет пойманных и выбирают новых ловишек.

«Паровозик»

Направляющий обегает стойку, возвращается и, взяв за руку партнера, повторяет упражнение. Вернувшись, они берут третьего и т. д., пока не пробежит дистанцию вся команда. Побеждает команда, первая закончившая передвижение.

«Белые медведи»

Двое водящих берутся за руки, а свободными руками стараются «запятнать» бегущих по площадке детей. Пойманные присоединяются к водящим, образуя тройки, четверки и т. д., и помогают водящим. Игра проводится до тех пор, пока не будут пойманы все играющие.

«На одной ноге»

Прыгая на одной ноге, второй ногой постарайтесь прокатить мяч вокруг стола, кресла или провести его по извилистой дорожке: обогнуть расставленные в комнате стулья, кегли или другие предметы – один слева, другой справа. Мяч не должен касаться этих предметов.

«Петушиный бой»

Дети перестраиваются в две шеренги. Игроки стоят на линии лицом друг к другу. По сигналу они, передвигаясь на одной ноге, руки за спиной, стараются вытолкнуть соперника за контрольную линию. Подсчитывается количество вытолкнутых, и выигрывает команда, у которой было больше побед.

«Веселый бег»

Команды становятся во встречные колонны с одной стороны мальчики, с другой девочки (на расстоянии длины волейбольной площадки). Около направляющего колонны лежит мяч (резиновый) и гимнастическая палка. По команде он зажимает мяч между ногами, берет в обе руки гимнастическую палку и бежит к противоположной колонне девочек. Если по пути теряется один из предметов, игрок должен остановиться, взять предмет таким же способом и продолжить бег. Эстафета заканчивается, когда колонны мальчиков и девочек поменяются.

«Попади в след»

На полу рисуется три пары следов. Дети делятся на команды. Перед каждой командой по три пары следов. Необходимо прыгая точно попадать в след. Побеждает та команда, дети которой будут точнее.

«Землемеры»

На площадке проводят две линии между стартом и финишем на расстоянии 12-15 м. Играющие делятся на две команды и располагаются с гимнастическими палками на старте. По сигналу они устремляются к противоположной линии, измеряя расстояние палками (при каждом промере кладут палку на землю). Побеждает тот, кто первым достигнет линии финиша, не нарушив правил. 2. Игры – забавы

«Охота на тигра»

Для проведения этой игры требуется мишень – фанерный щит, на котором нарисована голова свирепого тигра, а в пасти вырезано круглое отверстие. Необходимо иметь 5 теннисных резиновых мячей. Задача играющих с 4-5 шагов попасть мячом в отверстие – пасть. Побеждает тот, кто сделает больше точных бросков.

«Донести рыбку»

Дети делятся на две команды. На линии старта двум игрокам вручается по две удочки длиной в 1 метр. На конце каждой удочки кладется фанерная рыбка. Удочки держатся одна в правой руке, другая – в левой. Участники должны пронести и опустить «рыбок» в спасательный круг, который находится на линии старта на расстоянии 8-10 метров. Играющие начинают движение одновременно по сигналу судьи. Уронивший «рыбку» должен тут же положить ее на удочки и двигаться дальше. Выигрывает та команда, которая раньше опустит «рыбок» в круг.

«Черепаха-путешественница»

Для этой эстафеты каждой команде понадобится пластмассовый таз. Направляющий становится на четвереньки, ему на спину устанавливают таз вверх дном. Получилась черепаха. Теперь она должна пройти путь до кегли и обратно, не потеряв при этом свой «панцирь» - таз. Когда игрок «доползет» до старта, с него снимают «дом» и устанавливают его на спину другого участника. Выигрывает та команда, которая быстрее преодолеет предложенный путь.

«Собери орехи»

Дети делятся на команды. Каждой из них даются по 5 обручей и по 1 волейбольному мячу. Обручи кладутся на пол. Причем они могут лежать не по прямой линии. Задача каждой «белки»: пронести «орех» - волейбольный мяч, прыгая с «дерева на дерево» (из обруча в обруч), до отметки и обратно. Вернувшись к себе в «дупло», игрок передает «орех» следующей «белочке». Побеждает та команда, которая быстро и без потерь перенесет «орехи».

«Повяжу я шелковый платочек»

Дети делятся на команды. На двух стойках, между которыми натянута веревка, висят на нитках 10-15 надувных шаров, которые разрисованы под матрешек. У каждого игрока небольшой платочек, который необходимо по сигналу повязать на шар. Побеждает та команда, которая быстрее повяжет платочки.

«Дриблинг»

Делим класс на две команды. Они разыгрывают между собой эстафету с воздушными шарами. Вести шар к финишу можно только ударяя его об пол, т. е. дриблингом. Побеждает команда, все игроки которой проведут шар к финишу и обратно раньше своих соперников. В команде может быть от пяти до десяти человек.

«Пролезь сквозь мешок»

Команды выстраиваются в колонну по одному лицевой линии волейбольной площадки. На линии нападения учитель и его помощники держат мешки без дна, другой край мешка закреплен на обруче. По сигналу игроки поочередно пролезают сквозь мешок, обегают кегли возвращаются обратно с правой стороны. Народные игры (учащихся класса)

Русская народная игра «Краски»

Участники игры выбирают хозяина и двух покупателей. Остальные игроки-краски. Каждая краска придумывает себе цвет и тихо называет хозяину. Когда все краски выбрали себе цвет и назвали его хозяину, он приглашает одного из покупателей.

Покупатель стучит:

Кто там?

Покупатель.

Зачем пришел?

За краской.

За какой?

За голубой.

Если голубой краски нет, хозяин говорит: «Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки».

Если же покупатель угадал цвет краски, то краску забирает себе.

Идет второй покупатель, разговор с хозяином повторяется. И так они подходят по очереди и разбирают краски. Выигрывает покупатель, который набрал больше красок.

Правила игры: Хозяином становится покупатель, который угадал больше красок.

Русская народная игра «Стадо»

Играющие выбирают пастуха и волка, а все остальные – овцы. Дом волка в лесу, а у овец два дома на противоположных концах площадки. Овцы громко зовут пастуха: Пастушок! Пастушок!

Заиграй во рожок!

Гони стадо в поле,

Погулять на воле!

Пастух выгоняет овец на луг, они ходят, бегают, прыгают. По сигналу пастуха: «Волк!» - все овцы бегут в дом на противоположную сторону площадки.Пастух встает на пути волка, защищает овец. Все, кого поймал волк, выходят из игры.

Правила игры: Во время перебежки овцам нельзя возвращаться в тот дом, из которого они вышли. Пастух только заслоняет овец от волка, но не задерживает его руками.

Таджикская народная игра «Горный козел»

Играющие собираются на площадке. Двух, трех детей назначают охотниками, а остальные – «горные козлы». Дети, изображающие «горных козлов», ходят или бегают по площадке. По сигналу охотники гонятся за ними и стреляют (салят их мячиками). Осаленный «горный козел» садится на скамейку. Это означает, что он пойман.

Правила игры: В одного игрока могут бросить мяч сразу два охотника.

Украинская народная игра «Хлебчик»

Все желающие играть, взявшись за руки, становятся попарно (пара за парой) на некотором расстоянии от игрока, у которого нет пары. Он называется хлебчиком.

Пеку-пеку хлебчик! (Кричит хлебчик)

А выпечешь? (Спрашивает последняя пара)

А убежишь?

Посмотрю!

С этими словами два задних игрока в противоположных направлениях с намерением соединиться и встать перед хлебчиком. А тот пытается поймать одного из них до того, как они успеют взяться за руки. Если это ему удается, он вместе с пойманным составляет пару новую, а игрок, оставшийся без пары, оказывается хлебчиком.

Правила игры: Последняя пара может бежать только после окончания переклички.

Чеченская народная игра «Игра в башню»

На площадке чертится квадрат размером 50х50. От квадрата на расстоянии 1.5-2 м. проводится черта – это первый полукон, от полукона чертятся еще 6 линий – полуконов с промежутками в один шаг. В центре квадрата устанавливается круглая палочка длиной 15-18 см., диаметром 5 см. Из числа играющих выбирается водящий, остальные поочередно начинают игру с кона, т. е. с последней отметки, стараясь выбить палочку из квадрата. Если играющий выбивает палочку, он бежит за своей битой, а водящий – за палочкой. Если водящий раньше успевает подбежать к квадрату и произнести слово «Башня!», он становится играющим, а играющий – водящим.

Если же раньше к квадрату подбежал играющий и успел сказать «Башня!», он приближается к квадрату на один полукон, а водящий продолжает водить. Игра продолжается до тех пор, пока один из играющих не выйдет на первый полукон, т. е. на первую черту от квадрата.

Правила игры: Промах считается потерей хода.

Дагестанская народная игра «Достань шапку»

Игроки делятся на две команды, до 10 человек в каждой. На расстоянии 10-15 м. находятся шапки. Играющие в обеих командах становятся в пары и движутся к шапкам, выполняя разные движения. Сначала двигаются первые пары, затем вторые и т. д. Например, первые пары продвигаются вперед, прыгая на одной ноге, четвертые – в полуприседе и т. д.

Правила игры: Взять шапку имеет право только та пара, которая дошла первой. Побеждает команда, набравшая больше шапок.

Бурятская народная игра «Волк и ягнята»

Выбираются: один игрок – волк, другой – овца, остальные – ягнята. Волк сидит на дороге, по которой движется овца с ягнятами. Овца впереди, за нею друг за другом гуськом идут ягнята. Подходят к волку. Овца спрашивает: «Что ты здесь делаешь?» «Вас жду», - говорит волк. «А зачем нас ждешь?» - «Чтобы вас всех съесть!» С этими словами он бросается на ягнят, а «овца» загораживает их.

Правила игры: Ягнята держатся друг за друга и за овцу. Волк может ловить только последнего ягненка. Ягнята должны ловко делать повороты в сторону, следуя за движениями овцы. Волку нельзя отталкивать овцу.

Казахская народная игра «Конное состязание»

Игроки парами (конь и наездник) встают на линию старта так, чтобы не мешать друг другу. Первый игрок – конь – вытягивает руки назад – вниз, второй – наездник – берет его за руки, и в таком положении пары бегут до линии финиша. Наездник, первым «прискакавший» к финишу, должен подпрыгнуть и достать платок, подвешенный на стойке.

Правила игры: Соревнование начинается только по сигналу. Платок достает наездник. 4. Любимые игры детей

«Увернись от мяча»

На площадке на расстоянии 10-15 м. чертится две линии. Игроки одной команды встают за этими линиями, игроки другой – посередине. Находящиеся в середине игроки стараются увернуться и не дать попасть в себя мячом игрокам другой команды. Игрок, в которого попал мяч, выбывает из игры. Когда все игроки из середины выбиты, то команды меняются ролями. Побеждает та команда, которая быстрее выбьет соперников.

«Сильный бросок»

Дети делятся на команды. Команды стоят в шеренге в 20-30 м. друг от друга. Посередине лежит баскетбольный мяч. Игроки бросают малые мячи в большой и стараются перекатить его на сторону противника. Команда, которой это удается, побеждает.

«Космонавты»

На площадке в разных частях чертим контуры ракеты. Их должно быть на несколько штук меньше играющих. Все дети берутся за руки. Они идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам. На какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!» Как только сказано последнее слово, дети разбегаются, стараясь занять свободное место в «ракете». Опоздавшие собираются в центре круга. Отмечаем тех детей, которые ни разу не опоздали на «ракету».

«Второй лишний»

Все желающие играть образуют круг. С внешней стороны круга остаются двое: один водит, другой от него убегает. Когда водящий догонит и «осалит» убегающего игрока, они меняются ролями.

«Два Мороза»

Играющие располагаются по одной стороне площадки, на середине двое водящих – два Мороза». Морозы обращаются к ребятам со словами: «Мы два брата молодые, два Мороза удалые!» Один из них, указывая на себя, говорит: «Я Мороз – синий нос». Другой: «Я Мороз – красный нос». И вместе: «Кто из вас решится в путь-дорожку пуститься?» Все ребята отвечают: «Не боимся мы угроз, и не страшен нам мороз!» После этих слов дети перебегают на другую сторону площадки. Водящие стараются «осалить» перебегающих, «осаленные» остаются на том месте, где их «заморозил Мороз».

Во время следующих перебежек играющие могут выручить «замороженных» ребят, дотрагиваясь до них руками. После нескольких перебежек назначаются другие Морозы. Отмечаются те дети, которые не попали к Морозам ни разу, а также лучшая пара водящих.

«Большой мяч»

Для игры нужен большой мяч. Играющие становятся в круг и берутся за руки. Водящий с мячом находится в середине круга. Он старается выкатить мяч из круга ногами, и тот, кто пропустил мяч между ног, становится водящим. Но он встает за кругом. Играющие поворачиваются спиной к центру. Теперь водящему нужно вкатить мяч в круг. Когда же мяч попадет в круг, играющие опять поворачиваются лицом друг к другу, а в середину встает тот, кто пропустил мяч. Игра повторяется. Играющие не берут в руки мяч, они перекатывают его ногами.

«Шлепанки»

Играющие встают в круг лицом к центру на расстоянии одного шага один от другого. Выбирается водящий. Он выходит в центр круга. Называет по имени одного из детей, бросает мяч о землю так, чтобы он отскочил в нужном направлении. Играющий, чье имя назвал водящий, ловит мяч и отбивает его (шлепает ладонью). Число отбиваний перебрасывается водящему, и игра продолжается, пока кто-то из играющих не уронит мяч. В этом случае игра начинается сначала. Тот, кто уронил мяч, встает на место водящего. Играющий встает на место водящего только в том случае, если он поднял мяч с земли.

«Прятки»

Дети идут играть в парк. Играющие оговаривают, где можно прятаться. Образуем две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиски спрятавшихся. Дальше игроки меняются ролями. Нужно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков. (Например, досчитав до 10).

«Перехватчики»

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят:

Мы умеем быстро бегать,

Любим прыгать и скакать

Ни за что нас не поймать!

После окончания этих слов все бегут врассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим, и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

«Мельница»

Все играющие становятся в круг на расстоянии не менее двух метров друг от друга. Один из играющих получает мяч и передает его другому, тот третьему и т. д. по кругу. Постепенно скорость передачи возрастает. Каждый игрок старается поймать мяч. Игрок, который упустил мяч, выбывает из игры. Побеждает тот, кто остается в игре последним. Считалки:

Катился горох по блюду,

Ты води, а я не буду.

Шла кукушка мимо сети,

А за нею малы дети,

Кукушата просят пить,

Выходи – тебе водить!

Колокольчик всех зовет,

Колокольчик нам поет

Динь-бом, динь-бом!

Выходи из круга вон!

Пчелы в поле полетели,

Зажужжали, загудели.

Сели пчелы на цветы.

Мы играем – водишь ты!

Как у нас на сеновале

Две лягушки ночевали.

Утром встали, щей поели,

А тебе водить велели!

Раз, два, три, четыре, пять, -

Мы сейчас хотим играть.

«Да» и «нет» не говорить –

Все равно тебе водить!

Тара-Мара

В лес ходила,

Шишки ела,

Нам велела.

А мы шишки

Таре-Маре отдадим!

Солнце спряталось за гору,

Зайка в лес,

А мишка в нору.

Кто остался на виду –

Водить иду!

Полезай в стакан,

Отрежь лимон

И выйди вон!

(На кулаках)

Шла кукушка

Мимо сети,

А за нею малы дети.

Убирай один кулак!

Народная игра - это игра, широко распространенная в национальном сообществе в конкретный исторический период, отражающая особенности этого сообщества. Народные игры отражают культуру и менталитет нации, поэтому претерпевают существенные изменения под влиянием экономических, социальных, политических, и прочих процессов. Игра - деятельность непродуктивная, ее мотивация заключается в самом игровом процессе. Но как бы игровой процесс не строился, и насколько бы сложны или просты ни были правила игры, она остается не только развлечением или физической тренировкой, но и средством психологической подготовки к будущим жизненным ситуациям. Без игры не мыслимо формирование человека, как полноценной личности. И культура славян один из лучших тому примеров, т.к. является одной из богатейших в мире по количеству и разнообразию народных игр.

Вряд ли когда-нибудь мы всерьез задумывались, кто и когда слепил первый снежок, кто выдумал кататься на санках с горки; или сколько лет казакам-разбойникам. Эти игры жили с нами с самого детства и воспринимались нами как нечто само собой разумеющееся. А ведь практически все активные детские игры имеют свою историю, которая тесно переплетается с историей нашей страны, просто мы не обращаем на это внимания. Если повнимательнее проследить за возникновением, историей и развитием народных игр, то можно заметить, что сами игры возникали не на пустом месте, а прообразом для них служили реальные события как бытовые, так и культурно-исторические.

Для удобства рассмотрения можно разделить народные игры на несколько типов:

    игры, отражающие отношения человека и Природы

    игры, отражающие повседневные занятия и быт наших предков

    игры по религиозно-культовым мотивам

    игры на находчивость, быстроту и координацию

    игры на силу и ловкость

    военные игры

Игры, отражающие отношения человека и природы

Жизнь человека в старину была очень намного более тесно связана с природой, чем в наши дни. Леса были полны зверей. Полевые работы, охота, промыслы были подчинены природным циклам и погодным условиям. Во многом именно от природы зависело, будет ли община сыта, и жить в достатке или людям придется голодать. Закономерно, что эта связь нашла свое отражение в культуре, обычаях, традициях и праздниках у славянских народов. Дети, в своем стремлении подражать взрослым в их делах, проделывали то же самое в игровой форме. Так возник целый пласт игр игры, в которых отражается отношение человека к Природе. Во многих из них лесные хищники: медведь, волк, лисица - главные действующие лица. Для игр можно изготовить и маски зверей.

Волки во рву На земле чертиться коридор, шириной около метра обозначающий ров . Его можно было делать различным по ширине и зигзагообразным. Во рву располагаются водящие, волки . Их немного, два или три и они не имеют права покидать ров . Остальные играющие - зайцы . Зайцы стараются перепрыгнуть через ров и не оказаться осаленными волками . Если до зайца дотронулись, он выбывает из игры или сам становится волком .

Детали : Зайцы ров не перебегают, а перепрыгивают. Если нога зайца коснулась территории рва , это значит, что он провалился в ров и в этом случае также выбывает из игры.

Волки и овцы На игровой поле отмежевываются площадки, имеющие 3 - 4 шага в ширину и называемые загонами . Играющие назначают одного из участников пастухом , другого - волком , а остальные остаются в роли овец . Пространство между загонами , называется полем . На одной из сторон его отделяют чертой небольшое пространство - логовище волка . После этого овцы размещаются в одном из загонов , а сам пастух становится в поле вблизи загона . Волк , предлагает пастуху погнать стадо овец в поле, а сам в это время старается схватить какую-нибудь из них и увлечь в свое логовище . Пастух старается оградить овец , направляющихся в противоположный загон , от волка . Пойманные волком становятся его помощниками. Помощники не могут ловить овец , но могут их всячески задерживать, мешая вернуться в загон . После очередной поимки волк вновь обращается к пастуху со словами: «гони стадо в поле », и игра продолжается. Число помощников волка постепенно увеличивается, и он каждый раз вместе с ними продолжает выходить на охоту за овцами .

Детали : Волк не должен оставлять логовища до тех пор, пока овцы не выйдут из своего загона и не двинутся по направлению к противоположному. Волк может ловить овец лишь в поле .

Хромая лиса Один игрок выбирается на роль хромой лисы . Остальные игроки становятся утками . На месте, выбранном для игры, очерчивают круг довольно больших размеров - птичий двор , в который входят все, кроме хромой лисы . По сигналу утки бросаются бегом по кругу, а хромая лиса в это время скачет на одной ноге и старается запятнать кого-нибудь из разбегающихся уток , т. е. прикоснуться к ней рукой. Когда лисе это удается - она и присоединяется к уткам , а пойманная утка становится новой лисой .

Детали : Утки не имеют права покидать птичий двор . Лиса ловит их, обязательно прыгая на одной ноге.

Медведь и вожак Для игры необходима веревка длиной в 1,5-2 метра. Одного из участников назначают медведем , другого вожаком . Они берут в руки противоположные концы веревки, а остальные играющие группируются в 4-6 шагах от них. По сигналу, данному вожаком , игра начинается, и все бросаются на медведя , стараясь запятнать его. Вожак, охраняя последнего, в свою очередь пытается запятнать каждого приближающегося к медведю, прежде чем медведь получит 5-6 легких ударов. Если вожаку это удается, запятнанный им игрок становится медведем . А в том же случае, если медведь получит вышеуказанное количество ударов, и вожак не успеет запятнать кого-либо, то он сам становится медведем , а нанесший последний удар? вожаком .

Детали : Пятнающие медведя должны вслух заявить о нанесенном ударе, причем удары могут быть наносимы лишь поочередно, а не одновременно двумя или несколькими играющими. В начале и во время игры, при каждой смене центральных действующих лиц: вожака и медведя ? остальные участвующие не должны подходить к ним ближе, чем на 4-6 шагов, до тех пор, пока вожак не даст сигнала. За нарушение последнего правила, в наказание полагается роль медведя .


Яркая и самобытная культура славян ярче всего проявляется в народных играх и забавах. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью повседневной жизни славян и обязательным элементом праздничных мероприятий. С помощью игр можно не только весело провести время, но и ненавязчиво научить подрастающее поколение ловкости, храбрости и благородству.

Малечина-калечина

Старинное развлечение, которой актуально до сих пор. Суть игры состоит в том, что в вертикальном положении располагают палочку на кончике одного или двух пальцев. При этом «инструмент» запрещено поддерживать руками.

Обращаясь к малечине, необходимо сказать следующий стишок:

«Малечина-калечина,
сколько часов до вечера?
Раз, два, три …»

Счёт продолжается до тех пор, пока палочка не упадет. Если она покачнулась, палку разрешено подхватить второй рукой, чтобы не уронить. Победителем считается тот, кто досчитает до большей цифры.

Бабки

Игра получила распространение еще в шестом веке. Пользовалась большой популярностью. Для забавы требовались «бабки» – это предварительно обработанные кости суставов овец или свиней. Чаще всего славяне предпочитали использовать коровьи «фишки», поскольку они отличались большим размером и в них было легче попасть с любой дистанции.

Каждый игрок имел собственную биту и от трёх до десяти бабок. Для биты брали самую большую и увесистую кость, внутреннюю полость которой заливали свинцом. Разновидностей забавы было множество. Давайте рассмотрим одну из форм игры.

На ровной поверхности выставляют по гнезду на битку. Затем определяют примерную дистанцию – коны. Кому достанется право первого удара решает жребий. Игроки становятся на черте и по старшинству бьют. Если бабки, стоящие на кону, упадут, их забирают себе.

В игре принимало участие от двух до десяти детей. Забава помогала развивать скорость, силу и внимание.

Веревочка

Старинное развлечение, которое проводили на свадебных торжествах, посиделках или девичнике. Также игру порой затевали на процедуре сватовства. В горницу заносят веревочку, концы завязывают узелком. Участники хватают ее обеими руками, формируя круг.

Круговой (эту роль выполняет сват) стоит посредине участников и если заметит, что кто-то отвлекся или не слушает повествования, то тотчас бьет его по рукам.

Репка

Развлечение по мотивам известной сказки. Участники встают «паровозиком», обхватив соседа, стоящего впереди за пояс. Первый игрок обнимает небольшой ствол дерева или столб. «Дед» тянет последнего участника, пытаясь оторвать его от остальных.

Существует и иной вариант развлечения: игроки размещаются друг напротив друга, упираясь ногами в соперника. При этом руками держатся за палку. По команде каждый участник начинает тянуть «инструмент» на себя, не вставая с места.

Забава «Вишенка»

Игра пользовалась популярностью у парней и девушек на выданье. Они встают плечом к плечу в два ряда, размещаясь от соседа на расстоянии вытянутой руки. Игроки вытягивают вперед ладонь на уровне чуть выше пояса. Чтобы добиться лучшего соединения, руки сцепляют в замок. Получается своеобразный коридор.

Люди, сформировавшие «мост», слегка приседают и с задорным криком «Ээээ-х» подбрасывают добровольца вверх и «несут» по коридору. Главная задача вишенки, побольше разбежаться и подальше полететь. Остальное сделают товарищи, они добросят игрока до барышни, которую нужно поцеловать.

Горелки

Веселая и подвижная забава, которая развивает у участников внимание и скорость. Игроки делятся на пары и выстраиваются в шеренги. Выбирают водящего, который становится к остальным спиной. Перед ним на небольшом расстоянии рисуют линию, участники поют задорную песенку «Гори-гори ясно».

По завершении «композиции» на слове «беги» парочка размыкает руки и стремительно несется к линии. Задача водящего – поймать одного из «бегунов», пока они не встретились за чертой. Кого удалось захватить, с тем встаешь в пару. Партнер, оставшийся в одиночестве, становится новым водящим.

Ручеек

У наших предков ни одно праздничное мероприятие не обходилось без мудрой и веселой забавы. В ней удивительным образом переплетались такие трепетные чувства, как любовь, ревность, нежные прикосновения.

Игроки становились в ряд парочками, брались за руки и поднимали их над головой, образуя длинный коридорчик. Участник, оставшийся в одиночестве, проходил через ручеек, и разбивая любую пару, выбирал себе «соратника». Игрок, у которого похитили девушку или парня, отправлялся в начало коридора и искал нового «компаньона».

Кубарь

Русские народные игры и забавы сложно представить без этого развлечения. Оно появилось в десятом веке и практически никак не изменилось за прошедшие столетия. Кубарь вытесывали топором и ножом из древесного цилиндра путем стесывания нижнего основания до формы конуса.

С помощью кнутика кубарю задавали вращательное движение, которое поддерживали хлыстом. При этом деревяшка не падала, а скакала, еще больше ускоряя темп.

Чижик

Детская забава, которая может развеселить или опечалить. Самый старший из игроков чертит мелом квадрат в клеточку, в середине ставит камень, на котором размещает «чижика». Каждый участник по очереди подходит к клетке с длинной палкой и бьет по мишени. От удара «чижик» подлетает вверх.

В это время остальные игроки стукают по нему на лету, стараясь загнать назад. Забава длится до тех пор, пока не появится один из участников с побитым лицом, который начнет искать виновного. Но как правило, дети быстро забывают про синяки и ссадины, возобновляя прерванное развлечение.

Заря

Участники встают в круг, руки размещают за спиной. Один из игроков, которому досталась роль «воды», ходит позади них с ленточкой и приговаривает:

Заря — зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла!

С последними словами водящий кладет ленточку на плечо одному из игроков. Тот должен быстро схватить «метку» и оба участника бегут по кругу в разные стороны. Оставшийся без места становится новой «зарей».

Петушки

Мальчишки еще те задиры. Им бы только потолкаться, подраться, попетушиться. Однако настоящие бои проводились не абы как, а с соблюдением строгих правил. На земле чертили большой круг, два игрока становились в центр. Руки отводили назад, одну ногу поджимали, на второй прыгали.

Парни толкались всеми частями телами, кроме рук и головы. Если соперник упал или наступил на землю второй ногой, то считался проигравшим.

Оплеухи

Еще одна старинная забава, предназначенная исключительно для юношей. На лавочке друг напротив друга усаживаются два молодца, ноги скрещивают под скамьей и начинают раздавать оплеухи сопернику. Удары получались не слишком сильными, поскольку скрещенные ноги и узкая лавка не позволяли размахнуться в полную силу.

Бой мешками

Два удалых молодца встают ли усаживаются на бревно, в руках держат мешок. По команде парни начинают лупить соперника, стараясь скинуть его. Для сложности некоторые участники одну руку плотно прижимают к пояснице, а борьбу ведут второй. В игре важно наличие умения двигаться и чувствовать соперника.

Катание по шестам

Зимняя забава, которая ранее пользовалась популярностью в российских губерниях. На склоне горы под уклоном на расстоянии одного метра кладут парочку ровных жердей длиной от пятнадцати до двадцати метров. В результате получаются оригинальные рельсы, по которым можно кататься.

Шесты несколько раз поливают водой, чтобы они промерзли и стали скользкими. Чтобы протестировать подобное сооружение требовалось подобрать напарника, подходящего по росту и весу.

Они размещаются на шестах лицом друг к другу, придерживаясь за талию или плечи. Чтобы от души покататься, важно уметь держать равновесие и проявить ловкость.

Люлька

Для игры потребуется веревка длиной от двух до трех метров. Ее держит пара человек либо один конец закрепляют на дереве. Веревку не раскручивают, а слегка раскачивают над землей на высоте от десяти сантиметров.

Бирюльки

Одно из самых древних развлечений, которое в наши дни практически забыто. Суть игры заключается в том, что берется от шестидесяти до ста палочек длиной десять сантиметров. Их помещают в холщовый мешочек, а после рассыпают на ровной поверхности.

Палочки падают в хаотичном порядке. Задача игроков убрать по одной бирюльке, не затрагивая те, что расположены поблизости. Победителем считается тот, у кого после разбора всей кучки, окажется больше всего палочек.

Жмурки

Водящему игроку завязывают глаза шарфом или платком. Хорошенько раскручивают его и спрашивают:

Кот, кот, на чем стоишь?
- На квашне.
- Что в квашне?
- Квас.
- Лови мышей, а не нас.

Затем участники разбегаются в разные стороны, а «жмурка» должен их поймать. Однако мало схватить игрока, важно опознать его. Если «вода» успешно справился с испытанием, то вместо него встает пойманный участник.

Бубенцы

Старинная русская забава. Участники встают в круг, в центр выходят два человека. Один держит бубенчики, второму закрывают глаза платком. Остальные игроки заводят веселую песенку:

Тpынцы-бpынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!

После этих слов игрок с завязанными глазами по звуку колокольчика должен отыскать человека, который убегает от него.

Золотые ворота

Динамичное развлечение рассчитано на везение участников и их ловкость. Два игрока располагаются друг напротив друга и соединяют руки, создавая символические ворота. Остальные участники парой проходят через них. При этом игроки, сотворившие коридор, должны напевать песенку.

После того как она закончится, они опускают руки. Пойманные игроки также становятся частью ворот. Постепенно цепочка участников уменьшается, а длина «арки» увеличивается.

Гуси-лебеди

Из игроков выбирают одного или двух волков. Также потребуется определиться с вожаком, которая «запустит» игру. Он встает на одном конце площадки, гуси перемещаются на другой. Волки прячутся в сторонке. Вожак обходит свои «владения», осматривает местность, и заметив серых хищников, возвращается на место и кричит:

Гуси-лебеди, домой!
- Зачем?
- Бегите, летите домой, стоят волки за горой!
- А чего волкам надо?
- Серых гусей щипать да косточки глодать!

После этого «птички» должны добраться до вожака, пока их не съели волки. Пойманные гуси покидают игру, оставшиеся повторяют забаву.

Лапта

Старинная командная потеха, в которой применяли биту и мяч. Игру проводили на открытом пространстве, которое делили на две условные области «город» и «кон». Каждая команда занимала свой участок.

Суть развлечения заключалась в том, что игрок одной из команд должен лопатообразной битой ударить по мячу в сторону, принадлежащую соперникам. Главная задача – запустить его как можно дальше. За это время необходимо наведаться в «стан врага» и вернуться «домой». Важно, чтобы игрока не осалили мячом, который поймали противники.

Городки

Иное название потехи «свинки» или «рюхи». На предварительно расчерченной площадке размещали «городки» — это разнообразные фигурки, созданные из деревянных чурок. Задача участника сбить с помощью специальной биты пятнадцать основных фигур. «Строения» имели разное название. Желательно использовать минимальное количество бросков, чтобы набрать больше очков.

Соревнования могут быть индивидуальные или командные. Развлечение требует от участников наличия ловкости, меткости и хорошей координации.

Прятки

Популярная детская забава. Веселая и подвижная игра помогает развивать смекалку, выдержку и находчивость. Количество участников не ограничено, чем больше, тем веселей. Водящий становится лицом к стене и закрывает глаза, остальные игроки разбегаются и прячутся по укромным местам. Цель развлечения – отыскать всех участников и назвать их по имени.

Ладушки

Потешная игра, предназначенная для самых маленьких. Ладушки помогали развеселить кроху, привлечь его внимание интересными стишками. Слова сопровождаются движениями рук и головы, увлекательной мимикой и хлопками.

Игра помогает развивать мелкую моторику, обучает детей навыкам общения и приносит массу позитивных эмоций.

Взятие снежного городка

Народные забавы для зимнего времени года. Различие является частью массовых гуляний на празднование Масленицы. Городок – это две стены с воротами, декорированный фигуркой петуха, бутылки и рюмки.

Возводили его из снега в поле или на открытой площадке. Чтобы добиться максимальной неприступности, крепость поливали водой.

В игре принимало участие две команды, чаще всего это были молодые и крепкие юноши. Одна сторона представляла собой «осажденных», т.е. находилась внутри городка. Задача противников – захватить строение и разнести его. Причем атакующим разрешалось оседлать коней, а оборонительные редуты были пешими.

Поймай рыбку

Для победы от игроков требуется скорость и хорошая реакция. Участники формируют круг, в центре которого размещается водящий с веревкой в руках. Он вращает ее по полу вокруг своей оси. Задача игроков – подпрыгивать над верёвкой, тот, кто зацепится – выбывает.

Горячее место

Прекрасное развлечение для любителей догонялок. В центре площадки обозначают место, которое именуется «горячим». Водящий старается поймать игроков, желающих туда проникнуть. Тот, кто попадется в его плен, становится помощником.

Если участнику удается попасть на горячее место, он может там отдыхать неограниченное количество времени. Но стоит покинуть его, как снова придется убегать от водящего.

Слон

Традиционные игры помогают проверить силу и выносливость участников. Суть забавы под названием «слон» заключается в том, что игроки делятся на две команды. Одна из них становится мощным животным, вторая теми, кто будет на него взбираться.

Участники первой команды подходят к стене и слегка нагибаются, упираясь в нее руками. Следующий игрок становится сзади и обхватывает его за талию, наклонив голову. Остальные члены команды делают то же самое. Получается своеобразный слон.

Противники по очереди разбегаются и стараются запрыгнуть на животное таким образом, чтобы на «спине» уместились все члены команды. Чтобы победить соперники в полном составе должны удержаться на слоне на протяжении десяти секунд.

Краски

Подвижное и веселое развлечение. Выбирают двух игроков. Одному достается роль «монаха», второму – продавца. Участники выстраиваются в шеренгу, а торговец шепотом называет им любой цвет. Затем происходит такой парадоксальный диалог:

Монах посещает магазин, где продают краски и говорит продавцу:

— Я монах в синих штанах, пришел за краской. — За какой?

«Покупатель» называет цвета (например, оранжевый). В случае, если подобный оттенок отсутствует, продавец отвечает:

— Нет такой! Скачи по красной дорожке, на одной ножке, найдешь сапожки, поноси, да назад принеси!

При этом, монаху дается поручение: пройтись уточкой или поскакать на одной ноге. Если, нужный цвет есть, то продавец отвечает:

— Есть такая! — Сколько стоит? — Десять рублей

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: