Шахматные правила. Играть в шахматы с компьютером Азы шахматы начинающим

22.11.2016 02.04.2018 by Mnogoto4ka

Если Вы хотите научиться играть в шахматы с нуля, примите к сведению эти 5 полезных советов. Мой дед любил говаривать, что в шахматы предпочитает играть высокоразвитая интеллигенция. Это Вам не “забить козла” или постучать в домино за глотком пенистого пива. На шахматной доске Вы можете реализовать бесчисленное множество комбинаций, еще не известных противнику. Чтобы овладеть шахматной игрой с нулевыми знаниями, необходимо применить на практике перечисленные ниже советы.

  • Для начала Вам необходимо узнать как называется и ходит каждая фигура. Это основа шахматной игры и азы комбинаторного творчества.
  • Шахматная игра представляет собой поле боя, на котором сосредоточены силы партнера. Ваша основная задача- это научиться анализировать ситуацию и моделировать в мозгу все возможные ходы умелого противника.
  • Старайтесь как можно чаще играть с более подготовленным противником. В самом начале возьмите фору в виде ладьи или ферзя. Постепенно фора достигнет более низкого уровня, а Ваша практика и умение достойно проигрывать подарит Вам долгожданную ничью. Да, именно ничью. И только потом уже первую победу.
  • Научитесь разбирать уже сыгранные шахматные партии известных гроссмейстеров и чемпионов мира. Это позволит Вам внедрить в свою технику принципиально новые комбинации.
  • Непрерывно развивайте свою память и аналитические способности. Обретайте смежные знания, которые смогут помочь Вам в эффективной шахматной игре.

Это всего лишь небольшая выжимка, состоящая из пяти полезных советов. А теперь все по порядку.

Что же это за игра — шахматы

Шахматы родились в Индии 2000 лет назад. Название этой игры очень загадочное, но в переводе на русский язык всё достаточно просто. «Шах» - это Король, а «Мат» - это конец. Вместе получается «Конец Королю».
Индийский Шах-Падишах очень полюбил эту игру и играл в неё все дни и ночи напролёт. А когда к нему приезжали гости из других стран, шах обязательно дарил им шахматный набор.
Со временем шахматы разъехались по всему свету, и сейчас в эту замечательную игру играют во всех странах мира в том числе и России.

Для начала стоит сказать, что шахматы представляют собой игру с участием двух человек. Фигуры, которыми они ходят, располагаются на разных сторонах доски, которая содержит 64 поля черного и белого цветов. По 64 квадратам доски поочередно двигаются разные фигуры. Начинается игра с правильной установки доски. Необходимо, чтобы нижнем углу с правой стороны у каждого из игроков был квадрат белого цвета, соответственно, с левой – черного цвета.
Шахматная доска по горизонтали помечена буквами от a до h, в вертикальном направлении – цифрами от 1 до 8. Именно с их помощью осуществляется запись текущей партии.

Герои игры — шахматные фигуры

Король. Это самая важная фигура, но довольно слабая. Если королю поставили мат, значит партия проиграна. Он может ходить на любое соседнее с ним поле лишь на одну клетку. Главной целью игры является поставить короля противника в безвыходное положение и объявить ему мат. Если это вам удалось, тогда вы победили.

Ферзь . Самая сильная фигура. Ее еще зовут королевой. Она ходит, как хочется: и по диагонали, и по вертикали, и по горизонтали, назад и вперед. Королева за один ход может пройти как все шахматное поле, так и одну клетку.

Ладья . Это вторая по силе фигура в шахматах. Она ходит практически так же, как ферзь, но только не по диагонали.

Конь . Это довольно интересная фигура. Он ходит таким образом: 2 клетки назад, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 назад, а также 2 клетки вперед, 1 в бок, или 2 клетки вбок, 1 вперед. Конь меняет цвет поля при каждом ходе.

Слон . Эта фигура может ходить лишь по диагонали, назад или вперед. Он ходит по клетками лишь своего цвета, то есть, если конь белый, то по белым, а если черный, то по черным.

Пешка . Самая слабая фигура. Пешка ходит только вперед, и лишь на одну клетку, только с исходной позиции и один раз она может сделать двойной ход (то есть через клетку, к примеру, а2-а4). Но если у пешки получается пройти все поле, то дойдя до последнее клетки на ряду, она может стать любой шахматной фигурой, конечно, кроме короля.

Расстановка фигур в шахматах

Если вы не знаете как расставить шахматы на доске, то почитайте этот абзац. Соперники играют по разные стороны доски, один из них ходит белыми фигурами, второй – черными. Фигуры в каждой партии расставляются одинаково следующим образом:

Линии номер 2 и 7 – пешки;
Углы доски – ладьи;
Рядом с ладьями – кони;
Рядом с конями – слоны;
Посередине – ферзь (должен стоять на клетке идентичного с ним цвета: белый – на белой, черный – на черной);
Рядом с ферзем стоит король.



Первый ход в партии достается игроку с белыми фигурами (решение о том, кто какими фигурами играет, принимается с помощью жребия). Итак, вначале ходят белые фигуры, потом черные, затем снова белые, потом черные и т.д.

Смысл игры в шахматы

Когда имеет место начало партии, на обеих сторонах стоит по 16 фигур. Основной целью игры является мат короля противника. Мат в данном случае представляет собой ситуацию, при которой король противника не может уйти от шаха. Такая ситуация имеет место быть лишь тогда, когда вокруг все клетки заняты своими фигурами, либо они расположены под ударом соперника. Также мат возможен, если невозможно закрыться от шаха другой фигурой либо вы сами не можете взять фигуру, которая объявила шах.

Как правильно играть в шахматы?

Вы узнали, как по отдельности ходят все шахматные фигуры. Но если одна фигура преграждает путь другой, как в таком случае поступить? Следует поступит так: если на пути ваша фигура, то путь закрыт. Однако, если фигура противника, путь можно освободить, побив ее. Это происходит так: фигуру противника вы снимаете с доски, а на ее место ставите свою фигуру, которой побили ее. Это все один ход. Но бить фигуры не обязательно.

Давайте посмотрим на примере:


Справа и слева от белой пешки стоят черный фигуру, если ход белых, то пешка может побить, как одну, так и вторую фигуру и встать на ее место.

Практически все фигуры на протяжении игры, двигаются по доске, бьют друг друга, снимаются с доски. Снять с доски нельзя только короля. Ему можно объявить “шах”, то есть предупреждение о том, что его могут побить. Если он получает “шах”, необходимо сразу же отреагировать, уйти с данной позиции. Это можно сделать так: уйдя на безопасное поле, защитив его другой фигурой, сбив нападающую фигуру. Если у вас нет возможности защитить своего короля, значит вам поставили “мат”. Партия проиграна. При записи “шах” обозначают +, мат – х.

Есть еще 2 исключения из правил шахмат

  1. Вы уже знаете, что за один ход можно передвигать только 1 фигуру, но каждому игроку разрешают один раз совершить двойной ход – сделать рокировку (одновременно переставить ладью и короля). Она делается так: придвиньте ладью к королю, короля перекиньте через нее и поставьте с другой стороны. Рокировку нельзя делать, если: после рокировки ладья и король не должны быть под боем королю объявили шах, ладья и король уже ходили.
  2. Это исключение касается лишь пешек. Можете побить пешку на проходе, в то время, когда она совершает двойной ход. Как только пешка соперника совершила двойной ход, вы можете убрать ее с доски, поставив на поле свою пешку так, словно пешка противника совершила простой ход. Взять пешку на проходе можете лишь сразу после двойного хода. Не взяли сразу больше не сможете. К примеру, белая пешка а2 совершила двойной ход на а4. Черная пешка а!4 может снять белую с а4 и стать на а3, словно белая пешка совершила обычный ход.

Во время игры соблюдайте главное правило шахмат: тронул фигуру, обязан ею походить. Поэтому, если вы заранее не продумали следующий ход – не стоит прикасаться к фигурам.

Вас познакомили с самыми основными правилами шахмат, и теперь вы можете сыграть первую шахматную партию.

Как научиться шахматной аннотации?

Аннотация – это обозначения фигур на доске. Новички и дети, которые хотят всерьез заниматься этой игрой должны обязательно научиться этому. Для описания шахматной партии есть своеобразный шахматный язык. Он довольно прост. Все клетки шахматного поля обозначаются латинской буквой и цифрой. Горизонтали обозначаются буквами, вертикали – цифрами.

Счет ведется от левого поля белых фигур. К примеру: а1, с2, d3, h4,f8. При записи фигуры обозначения делаются сокращенно: королева – Ф, король – Кр, конь – К, слон – С, ладья – Л, пешка – не обозначается.

К примеру: а2-а4 цифра обозначает порядковый номер хода, пешка стала с поля а2 на поле а4.

Можете записывать ход сокращенно, указывая лишь “пункт прибытия”. К примеру: а4.

Ход черных записывается тремя точками перед записью. К примеру: …а5 - черная пешка прошла с а7 на а5.

Взятие фигуры записывается “:”. К примеру: Ф: а7 – ферзь взял пешку а7.

Шахматы: правила игры. Шах и мат.

Чуть ранее было сказано, что главная цель шахматной игры состоит в том, чтобы поставить королю соперника по игре мат. Для этого король должен попасть в шах, однако он может выбраться из него при помощи одного из трех способов:

  • Обеспечить безопасность, уйдя на другой квадрат доски (рокировка в этом случае не допускается);
  • Самому взять фигуру, при помощи которой соперник собирается сделать шах (если это возможно);
  • Защититься от атакующей фигуры другой, своей фигурой.
    При невозможности избежать мата, игра подходит к концу. В этом случае король остается на доске, но партия считается оконченной.

Также, если вы хотите узнать, как играть в шахматы, изучить основные правила, понадобиться знать, в каких случаях объявляется ничья. Существует 5 правил:

  • Если игрок должен ходить следующим, но не может сделать этого из-за положения фигур;
  • Согласие со стороны обоих игроков;
  • Отсутствие достаточного количество фигур на доске, позволяющего поставить противнику мат;
  • Было осуществлено 50 последовательных ходов, однако ни одним из соперников не было сделано ходов пешками, а также взятие пешки либо фигуры противника;
  • Игрок может объявить ничью в том случае, если был трехразовый повтор одинаковых позиций.

СОВЕТЫ ПО ПРАВИЛАМ ИГРЫ В ШАХМАТЫ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ

Вышесказанного достаточно, чтобы вы сели играть в шахматы – с другом, с ребенком или же просто с компьютерной программой. Но, чтобы играть успешно, требуется как минимум учитывать кое-что еще.

Во-первых, всегда думайте: почему противник пошел так или иначе? Что он замышляет? Если вы разгадаете его замысел, то с большой вероятностью сумеете найти защиту.

Во-вторых, старайтесь разработать свой план. К примеру, нет смысла просто так ставить «шах», просто чтобы гордо произнести это слово, если соперник легко может защититься от вашего одиночного выпада. А вот если вы начнете атаковать вражеского короля сразу несколькими фигурами вашей «армии», то это будет иметь куда больший эффект.

В-третьих, знайте ценность каждой фигуры. Глупо «съесть» чужую пешку, чтобы тут же потерять своего ферзя. При размене фигур учитывайте их условную цену: конь и слон стоят примерно трех пешек, ладья – шесть, ферзь – девять. Король, как вы понимаете, бесценен.

В-четвертых, стремитесь контролировать центр доски, как минимум центральные четыре клетки. Фигуры в углах и на краях менее поворотливы, они меньше вовлечены в игру. Именно поэтому, кстати, не тяните с вводом в игру значимых фигур – одними пешками инициативу не выиграешь!

В-пятых, помните, что «сдвоенные» пешки (то есть стоящие на одной линии, после того как вы «съели» фигуру противника с помощью одной из них) не могут защищать друг друга. Особенно важно это в конце игры.

В-шестых, всегда думайте о безопасности короля! Как бы уверенно не выглядело положение ваших фигур на доске, все это будет бесполезно, если ваш король окажется под ударом и не сможет его избежать.

И самое главное – получайте удовольствие!

На первый взгляд может показаться, что научиться играть в шахматы довольно легко, но на самом деле для этого нужно приложить немало усилий и запомнить несколько основополагающих правил.

История возникновения

Люди до сих пор ведут спор о том, является ли эта игра видом спорта или искусством. На сегодняшний день компьютерные технологии дошли до того, что любая вычислительная машина может с легкостью решать «шахматные» задачи высшей сложности за считанные секунды, но человеку для этого понадобятся годы практики.

Впервые игра в том виде, в котором сейчас ее привычно видеть, появилась еще 15 столетий назад на Востоке. В основе ее правил легли арабский шатранж и индийская чатуранга. В средние века в Европе был проведен первый турнир по шахматам, в котором приняли участие только рыцари. Это были настоящие игры разума. Шахматы в те времена считались достоянием знатных людей.

Существует одна восточная легенда, согласно которой эта игра сделала из бедняка настоящего богача. Один мудрец, который впервые показал миру, как играть в шахматы, попросил за свое «изобретение» одно зерно пшеницы за одну клетку, за вторую - два, за следующую - четыре и в аналогичной прогрессии дальше до конца доски. Правитель согласился, но он и не подозревал, что в итоге должен будет отдать 8,5 квинтиллионов зерен (число с 18 нулями). Вышло в итоге несколько килограмм пшеницы, что в те времена было большой роскошью.

Как показывает легенда, именно столько у шахмат вариаций развития событий, однако есть единичные ситуации, которые чаще остальных складываются на доске, их-то специалисты и изучают. Великие гроссмейстеры на зубок знают десятки выигрышных алгоритмов, которые выискиваются и налаживаются годами в ходе сотен партий.

Сегодня эта игра стала популярной во всем мире. Многие специалисты даже советуют шахматы для детей как инструмент для развития дедуктивного мышления.

Начальная позиция

Все фигуры могут двигаться только по 64 квадратам доски. Немаловажно и их правильное расположение. Доска должна быть повернута так, чтобы справа от игрока находился белый квадрат. На самой плоскости располагаются 32 фигуры двух цветов (черные и белые).

Правила игры в шахматы гласят, что каждая из «армий» оппонентов должна быть зеркальной друг к другу. В первой шеренге к противнику располагают пешки, а на последнем рубеже доски - все остальные фигуры. По углам ставятся ладьи, затем рядом с ними - кони, за ними располагаются слоны. В центре доски, как и полагается, стоят ферзь и король, причем второй обязательно должен находиться на клетке противоположного цвета.

Ходы делаются по очереди, а первыми партию начинают белые. Зачастую в начале в бой идут пешки.

Фигуры и их ходы

Самым важным в шахматах является король, но сам по себе он практически беспомощен. Двигается по одной клетке в любом направлении. Если его поставить в безвыходное положение, то партия проиграна вне зависимости от количества оставшихся фигур. Такая позиция называется матом, что с арабского означает «умереть».

Второй фигурой по значимости является самое сильное оружие короля, которое может двигаться по любой прямой и проходить неограниченное количество клеток за один ход.

Ладья наравне с ферзем причисляется к группе «тяжелых» фигур. Передвигаться может только прямолинейно в стороны, кроме диагонали. Ограничений по числу пройденных клеток за ход не имеет.

Слон располагается ближе всех к королю и ферзю. Вариативность ходов ограничивается диагоналями, но не количеством клеток.

Конь - самая уникальная и интересная фигура на доске. В отличие от остальных, он двигается только буквой «Г», то есть на две клетки вперед по выбранному направлению и одну в сторону. Перед каждым ходом у коня 8 вариаций для маневра.

Есть еще одна фигура, с которой важно ознакомиться перед тем, как играть в шахматы, - это пешка. И пусть ее считают самой слабой на доске, зато без нее королю грозила бы очень быстрая «смерть». Ходит только вперед на 1 или 2 клетки на своей половине и на одну - на чужой.

Брать фигуру соперника можно лишь в том случае, когда она находится на пути хода игрока. Тогда ее место занимает фигура, которая ее бьет. Если возникла ситуация, когда королю грозит лишение места на доске, то его можно защитить или сделать ход в сторону. Пешка может брать любую фигуру, которая находится от нее на одну клетку впереди по диагонали.

Правила поведения и стоимость фигур

Король может вступать в бой с кем угодно, кроме ферзя, так как он может атаковать все клетки вокруг себя.

Самой дешевой и слабой из фигур является пешка. Главное ее преимущество - возможность сделать вилку, то есть одновременно угрожать сразу двум элементам вражеской «армии».

Ладья приравнивается по стоимости к пяти пешкам и стоит выше всех, кроме ферзя. Это очень важная для любой стратегии фигура, с помощью которой в любой момент можно сделать мат.

Слон и конь по стоимости примерно равны, хоть и обладают разными свойствами. Приравниваются к трем пешкам. Из недостатков стоит выделить «мертвые зоны», куда эти фигуры не могут попасть (слон - никогда, конь - в течение нескольких ходов).

Самым же полезным и сильным элементом на доске является ферзь. Его стоимость приравнивается сразу к двум ладьям. Ферзь способен делать не только "вилку", но и угрожать одновременно 8 фигурам.

Перед тем как играть в шахматы, важно ознакомиться с еще одним нюансом. Если пешка дошла до последней противоположной клетки доски (до первого рубежа соперника), то ее можно обменять на любую фигуру, которая ранее была взята оппонентом.

Запись игры

Стандартная шахматная доска представляет собой квадрат и состоит из 64 полей. По вертикали всегда ставятся от «a» до «h», а по горизонтали - цифры от 1 до 8. Именно эти обозначения приняты в записи ходов.

Таким образом, каждая клетка имеет свое название, к примеру, d5, e1, f8 и т.д. В записи хода фигуры записывается два поля (начальное и конечное) через дефис. Например: a2 - a4.

Кроме того, свои краткие обозначения есть и у фигур - это первые буквы их названий (Ф, Л, С, К). Исключением является только король. Его сокращение в записи - Кр. Пешка не обозначается никак.

Исходы партий

Правила игры в шахматы описывают всего два возможных развития финала и один промежуточный.

Атака на короля называется шахом. Обозначается в записи это действие знаком «+». Среди шахматистов его принято называть промежуточным исходом, когда есть вероятность мата. В случае шаха существует несколько способов защиты: уйти королем в сторону, закрыть его другой фигурой или взять нападающего.

Если у короля нет возможности уйти от атаки, значит сопернику был поставлен мат. В этом случае партия считается выигранной. Обозначается знаком «x».

Ничья в шахматах получила название пат. Это ситуация, когда до мата у игрока остается лишь один шаг, но сделать его не удастся, поскольку у соперника нет вариантов для маневра никакой из фигур. Обозначается символом «#».

Рокировка

Правила игры разрешают один раз за партию поменять местами короля и ладью. Шахматы для детей исключают возможность рокировки фигур, так как в ней есть довольно сложные для восприятия нюансы. Перестановка разрешена только тогда, когда ни ладья, ни король не совершили ни одного хода и не находятся под атакой соперника. Также ее нельзя делать в самом начале игры. Во время рокировки ладья встает вплотную к королю, а тот становится на соседнее поле с другой стороны.

Русские шахматы

Правила этой игры ничуть ни отличаются от ее арабского аналога. Русские шахматы представляют собой доску с 64 клетками и 32 фигурами. Пешки здесь называются таврелями. Остальные фигуры имеют названия: князь, всадник и ратник. Король - волхв.

Как играть в шахматы с такими фигурами? Главным отличием является позиция «башня». За время партии с доски не убирается ни одна фигура. Если одна из них бьет другую, то она ставится поверх первой, образуя своеобразную башню, и так далее.

Игра продолжается до тех пор, пока на волхве не появится первая фигура.

Ваш ребенок никогда не играл в шахматы? Вы хотели бы научить его с нуля этой игре? Тогда вам будет очень полезно прочитать эту статью. Даже если вы сами не специалист по шахматам, вы сможете обучить дошкольника азам этой игры.

Для начала можно рассказать малышу историю создания шахмат (в зависимости от возраста ребенка можно немного менять рассказ).

Легенда о появлении шахмат

В давние времена правителем Индии был молодой юноша Баграм. Он никогда не слушался чужих советов, был чрезвычайно вспыльчивым и самолюбивым. Баграм без конца воевал со своими соседями, даже если те имели более сильные войска. В результате Индия была близка к разорению, люди начали голодать. Придворные никак не могли убедить раджу (тогда в Индии так называли правителей) не прибегать к военной силе.

Однажды один из мудрецов по имени Назирь предложил Баграму сыграть в изобретенную им игру, под названием «шахматы». Каждый из двух соперников в этой игре имел свою армию, напоминающую реальное войско того времени – она состояла из пехотинцев, коней, слонов, ладей. В шахматы выигрывал тот, кто был мудрее и дальновидней, ведь по силам обе армии были равны.

Шахматы так понравились молодому правителю, что он моментально стал сильным игроком, велел всем придворным научиться игре, и начал вести с ними бесконечные битвы на доске.

А мудреца за великое изобретение он решил щедро наградить. Но когда правитель спросил Назиря, что он хочет, тот ответил: «Мне нужно совсем немного зерен, будет достаточно, если на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, а на каждую следующую в 2 раза больше, чем на предыдущую. И отдашь их мне.»

Баграм, удивившись скромной просьбе, самоуверенно пообещал подарить Назирю его мешок пшеницы. Но мудрец просил его не торопиться с ответом и посчитать, сколько же зерен необходимо.

Когда лучшие ученые сосчитали необходимое количество зерен, их изумлению не было предела. Всего получилось 18 квинтильонов пшеницы, это огромное количество – больше, чем песчинок в пустыне Сахара!

Раджа понял, что Назирь проучил его за самоуверенность. Он был потрясен его мудростью и проникся огромным уважением к шахматам. Правитель понял, что необходимо прислушиваться к мнению других. Баграм начал постоянно играть в шахматы, наладил отношения с соседями, а воевал теперь только на шахматной доске. В Индии он начал развивать сельское хозяйство и ремесла, и Индия стала процветать.

Теперь можно познакомить ребенка с правилами шахмат.

Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

Важно правильно расположить шахматную доску – слева должно быть черное поле. Шахматная доска – это место битвы, здесь сражаются две армии фигур во главе с королями.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом. Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается.

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.

Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.

Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Необычные ходы в шахматах

Рокировка

Это особенный и очень важный ход, при котором совершают движение сразу две разные фигуры (король и ладья), король прячется в укрытие, а ладья выводится в центр для активной игры. Он осуществляется так – король двигается в сторону ладьи, а ладья перепрыгивает через него и становится рядышком. Каждая из сторон может сделать только одну рокировку в течение партии.

Взятие на проходе

Пешке разрешается «побить» вражескую пешку на том поле, через которое она перепрыгнула первым ходом.

Какие цели преследуются в шахматной битве?

Задача каждого игрока – атаковать короля партнера. Атакой фигурой вражеского короля, от которой тот может защититься, называется шахом. Атака, от которой защиты нет, называется мат. В этом случае партия заканчивается, шахматист проиграл.

Как лучше играть в шахматы начинающим? Не зевать, внимательно смотреть на доску, думать над ходами соперника.

  • Купите хороший учебник для детей по шахматам – например, В. Гришин «Малыши играют в шахматы», И. Сухин «Шахматы для самых маленьких», или любой другой самоучитель.
  • Решайте простые шахматные задачи во время уроков шахмат.
  • Сделайте обучение веселым – найдите или придумайте сказки про шахматы, рассказывайте их ребенку (например, удивительные приключения пешки).
  • Включите в занятие интересный мультфильм или видеоурок по шахматам.
  • Используйте творчество, чтобы заинтересовать ребенка шахматами – рисуйте шахматные картинки, лепите и вырезайте фигуры.
  • Чаще играйте с ребенком, либо пусть он сражается с другими начинающими шахматистами.
  • Делайте занятия шахматами интересными и познавательными для ребенка, и он непременно полюбит эту игру.

Шахматы -- это спортивная игра, признанная в 100 государствах. МОК в 1999 признал их спортивным мероприятием, а в 2018 состоялся дебют на зимних Олимпийских играх. Шахматам свойственен не только азарт, но еще мощная физическая подготовка и недюжинный интеллект соперников.

Зачем учиться шахматным партиям? Это способствует тренировке умственных способностей и ментальных умений, таких как:

  • Концентрация внимания.
  • Решение сложных проблем.
  • Критическое мышление.
  • Распознавание образов.
  • Стратегическое и тактическое планирование.
  • Пространственное воображение.
  • Логика и анализ.

Игра учит, что существует следствие после каждого действия. Что принимаемые решения, основанные на прогнозе и рассуждении, имеют благоприятные результаты, чем импульсивность и непродуманность.

Помимо получения навыков конкуренции (в шахматах вы узнаете, как атаковать и защищаться в одно и то же время), есть параллели между математикой, музыкой и шахматами.

Самостоятельное изучение шахмат с нуля

Чтобы самостоятельно научиться играть в домашних условиях, неплохо для начала разбить правила на составные части. При изучении ходов, проще использовать только одну фигуру на доске.

Лучшим способом научиться игре -- играть. Поражения -- это бесценные уроки и опыт. Вы вскоре узнаете, что каждая фигура имеет определенную ценность.

Из личного опыта многих игроков, шахматы можно легко изучить в онлайн-приложениях. Также, есть ряд онлайн-ресурсов для обучения. Всё зависит от того, какой способ предпочтительней: учиться «на ходу» или начать с азов.

Теперь рассмотрим варианты онлайн-обучения:

  • Chess-online (Chess.com). Лучшее бесплатное шахматное приложение для всех типов устройств и веб-сайт, чтобы начать изучать шахматы, играть онлайн с противниками вашего уровня. Отлично анализирует ваши игры с помощью функции машинного анализа. Этот ресурс предоставляет абсолютно все, начиная от обучения с нуля и ежедневной тренировки для мастеров. Их видео-уроки по теории открытия, тактике средней игры, стратегии шах -- и -- мата, структурам пешек, атакующей инициативы и т. д. Дают представление о том, как максимизировать вашу игру. Сайт поможет любому, кто пытается научиться основам, а также хочет совершенствовать свои способности.
  • Каналы Youtube. Достаточно напечатать в поиске Youtube необходимый запрос для обучения с нуля, как система предложит огромное множество каналов и видеоклипов. Выбирайте наиболее интересный материал и смотрите с удовольствием.
  • Специальная литература. Купите книгу, в которой представлены правила и основные положения шахмат. Я не буду рекомендовать ни одну, так как их очень много, и большинство из них замечательные. Ищите ту, где много картинок и мало текста. Большинство обучающих книг «для детей», работают и для взрослых.

Описание фигур, как они ходят


  1. Король – самая важная из всех фигур та, что с короной и крестом.
  2. У ферзя также есть корона -- это вторая высокая фигура.
  3. Слон – фигура с остроконечной шляпой.
  4. Ладью также легко запомнить, она похожа на башню замка.
  5. Коня очень легко запомнить.
  6. Пешки – их запомнить не составит труда, они самые «маленькие» и многочисленные.

Вот несколько правил, которые полезно освоить с самого начала:

  • Король должен быть всегда защищен, он двигается на одну клетку в любую сторону.
  • Ферзь – самый «универсальный солдат», который двигается по доске во всех направлениях.
  • Слоны имеют большой диапазон движения, но только строго по прямой, в перпендикулярных направлениях.
  • Ладью часто недооценивают новички. Она двигается «крест-накрест» по доске – диагонально, как «дамка» в шашках.
  • Конь хорош для продуманных, неожиданных атак, его движение всем известно – русской буквой «Г» во всех направлениях.
  • Пешки хороши в захвате фигур противника. Они ограничены в движениях – только на одну клетку вперед.

Видео урок

Различные техники игры


Основная техника игры:

  • Вы выбираете цвет фигур (белый или черный, либо другие контрастные цвета), противник берет противоположный цвет.
  • Вы по очереди делаете ходы. Белые фигуры ходят первыми.
  • Цель: Первый игрок, захвативший короля противника, выигрывает игру.

Установите правильно доску. Игра проводится на шахматной доске, состоящей из 64 квадратов -- восемь строк и восемь столбцов.

Стратегия для новичка – захватить как можно больше важных фигур противника, чтобы легче было добраться до короля. Это происходит путем перемещения фигур по квадратам, где находится половина противника. Захват фигуры производится путем изъятия ее с поля.

Вероятно, вы слышали слово «Шах» верно? Это означает, что вы (или ваш оппонент) поставили своего короля (или вашего оппонента) в положение, в котором он не может никуда двигаться, не будучи захваченным.

Теперь поговорим о пешках. Существуют некоторые исключения из правила одного шага: если пешка никогда не перемещалась раньше, она может двигаться на две клетки при первом перемещении. Кроме того, пешка не может захватить противника, который находится перед ней. Но если перед ней есть фигура противника по диагонали, она может сходить туда, чтобы ее захватить. Другое преимущество пешки: если она достигает другой стороны доски, где не может двигаться вперед, её можно поменять на любую другую фигуру (кроме короля).

Существует еще одно специальное движение под названием «рокировка». Оно касается положения короля и ладьи. Это сначала может быть непонятно для новичка, так что можете изучить ее позже, когда освоите основные правила.

Теперь задействуйте ваши фигуры! В частности, не позволяйте коням и слонам задерживаться на своих позициях, так как они полезны в начале игры.

Приведите вашего короля в безопасную область. Король в центре доски -- уязвимый король.

Управляйте центром! -- Это важная концепция для новеньких. 4 центральные квадрата важны для контроля.

Имейте в виду, что только конь может прыгать через клетки. Помните, что все фигуры могут перемещаться назад, за исключением пешек.

Вся стратегия игры заключается в том, чтобы заставить короля противника оказаться в ловушке. Неважно как вы это сделаете -- просто нужно сделать это один раз, чтобы выиграть!

Вы не можете сосредоточить все внимание на атаке, иначе можно получить ложное чувство безопасности и оставить возможность для оппонента использовать его. Есть много способов укрепить защиту – расставить свои фигуры на активные позиции (особенно хороши слоны и ладьи). Тщательно защищайте свою половину и, прежде всего, держите фигуры скоординированными. Последнее, что вам нужно, так это потерять ферзя, из-за того, что вы не смогли его защитить или сыграли поспешно.

Плохое открытие партии обычно приводит к негативным результатам. Работайте над перемещением вашего центра, чтобы уступить место слонам, и задействовать коней. Беспокойтесь о ферзе и ладьях позже. Нет ни одного универсального первого хода, хотя некоторые из них заслуживают внимания по сравнению с другими. Есть игроки, которые предпочитают оборонительные, пассивные позиции, либо агрессивные, динамичные стратегии. На первых этапах сосредоточьтесь на оборонительной, пассивной игре.

Анализируйте позиции для тактики. Гроссмейстеры обычно выигрывают от тактики. Ваша цель состоит в том, чтобы перехитрить противника и найти способы максимально задействовать ваши фигуры. Изучите основы вилок, штифтов, шампуров и других тактических концепций. Функция тактического тренера на Chess.com неоценима. Шахматы в большей степени полагаются на поиск одинаковых моделей на разных позициях. Использование этих идей значительно увеличит вашу силу.

Сколько времени займет изучение

Чтобы ускорить обучение, попробуйте следующее:

  1. Играйте в шахматы минимум 1 час ежедневно.
  2. Когда приобретете больше опыта, подключайте тактические головоломки по 30 минут, и 30 минут «живых» шахмат в день.

Само изучение займет около 1 месяца, если уделять внимание 30-60 минут игре ежедневно. Дальнейший прогресс не заставит себя ждать, так как игра всецело вас покорит!

Как учить играть в шахматы ребенка

Во многом обучение детей – более простая задача, чем взрослых. В век доступного интернета, дети легко самостоятельно могут научиться играть в шахматы. Тактика, приведенная выше, рассчитана на игроков всех возрастов.

Видео сюжет

Обучение в секциях

В различных кружках и секциях учат играть в шахматы «официально», то есть с пояснением всех шахматных терминов и названий стратегий. Предоставляют и показывают все возможные приемы и ходы. Самоучки, как правило, играют интуитивно, выстраивая собственные логические цепочки. Они не сильны в терминах, но при этом играют на весьма высоком уровне.

Знаменитые шахматисты мира и России


  • Сестры Полгар, Юдит и Сьюзен -- венгерские мастера. Младшая из сестер, Юдит (41 год), на данный момент, является сильнейшей шахматисткой планеты. Ее преимущество в том, что она участвует и выигрывает только в мужских чемпионатах. Звание мужского гроссмейстера Юдит получила в возрасте 15 лет, превзойдя достижения многих маститых чемпионов. Её старшая сестра Сьюзен сейчас развивает шахматный спорт в США, она также является мастером международного класса.
  • Антоанета Стефанова -- болгарская чемпионка мира и Европы по шахматам и быстрым шахматам 38 лет. В 2002 г. стала международным гроссмейстером.
  • Се Цзюнь -- китайская шахматистка, заслуженный тренер и чемпионка мира (47 лет). Стала чемпионкой в 10 лет, начала играть с 6.
  • Александра Костенюк -- чемпионка Европы и России. Ее девиз: «Шахматы - это здорово» и «Красота и ум неразделимы». Руководствуясь им, она продвигает шахматы, будучи моделью и «послом шахмат», стараясь зажечь интерес к этой игре во всём мире.
  • Анатолий Карпов (66 лет) и Гарри Каспаров (54 года) -- самые известные гроссмейстеры России. В данное время активно занимаются политической деятельностью. В прошлом -- неоднократные чемпионы мира, Европы и России.
  • Халифман Александр (52 года) -- трехкратный победитель Всемирной Шахматной Олимпиады. Сейчас тренирует подрастающее поколение, является автором книг по шахматной стратегии.
  • Магнус Карлсен (27 лет) -- действующий абсолютный чемпион мира из Норвегии, один из самых молодых гроссмейстеров планеты.
  • Ананд Вишванатан (47 лет) -- действующий индийский сильнейший чемпион мира по быстрым шахматам. Ананд играет очень быстро, тратит на обдумывание ходов минимальное время, даже соревнуясь с сильнейшими шахматистами мира.

Как стать профессионалом в шахматах


Вы уже изучили все правила шахмат и стоите на пути к совершенствованию? Вот что необходимо делать дальше:

  • Изучите алгебраические нотации. Это система используется шахматистами для записи партий или положения фигур на доске, чтобы читать и воссоздавать любую игру в дальнейшем.
  • Изучите ценность фигур. Не все шахматные фигуры одинаково сильны в партии. Научитесь определять их ценность и значимость в конкретной партии, тогда поймете, стоит ли ею пожертвовать.
  • Смотрите и анализируйте игры гроссмейстеров, прошлые и настоящие. Наблюдайте за профессиональной игрой между мастерами.
  • Начните с изучения игр древности начиная с 1600-х годов до начала 1900-х, их проще понять. Некоторые примеры мастеров той эпохи: Адольф Андерсен, Пол Морфи, Вильгельм Стейниц, Йоханнес Зукерерт, Эмануэль Ласкер, Хосе Рауль Капабланка, Александр Алехин.
  • Разгадывайте головоломки, которые помогут распознавать и идентифицировать тактические возможности и свои недостатки.
  • Научитесь использовать шахматный движок и искусственный интеллект для анализа. Сегодня самым полезным инструментом для игроков являются компьютеры. Для Windows и Linux популярным графическим интерфейсом является Arena. С его помощью вы сможете посмотреть игры в формате PGN, которые можно скачать с разных сайтов. Записывайте ваши игры для последующего анализа. Делайте то же самое, следя за живой игрой, осмысливайте позиции самостоятельно.
  • Следите за профессиональным шахматным миром. Знайте нынешних чемпионок и чемпионов мира, маститых и молодых игроков. Следите за мировыми турнирами.

Видео советы

Вступите в местный шахматный клуб. Играть с соперником лицом к лицу и быть частью шахматного сообщества -- это способ стать профессионалом. Сражайтесь с противниками вашего уровня и с теми, кто сильнее. Анализируйте каждую партию, запоминайте ключевые ходы в выигрышных и проигрышных партиях.

И еще несколько советов:

  • Решайте больше шахматных головоломок.
  • Эффективно и часто используйте коней.
  • Читайте книги по шахматам, биографии известных мастеров.
  • Учитесь на проигрышах.
  • Анализируйте ходы.
  • Размышляйте об игре противника.

С этого момента начинайте играть: проигрывать и снова, снова повторять. Всегда бросайте вызов себе. Обучение может занять и пару лет, но удовлетворение, которое получите, будет стоить потраченных сил.

Никогда не теряйте надежду и не пасуйте, если проиграли! Поражение -- это ступенька на пути к успеху!

Если эта доска для вас большая, у нас есть доска меньше.. Если вы все таки хотите играть на этой доске, но она не вмещается на экране, то вы можете зажав клавишу «Ctrl» и колесиком на мышке уменьшить доску масштабом браузера. Всем удачной игры!

Шахматы онлайн – отличный способ интересно и с пользой для интеллекта скоротать свободные минутки. Неудивительно, что именно шахматы - одна из самых популярных в мире разновидностей настольных игр, «прописавшихся» в сети Интернет. Портал Xchess предлагает своим посетителям на выбор два вида флеш-шахмат с компьютером, от разных производителей: аsisChess и SparkChess .

Так, онлайн шахматы аsisChess представляют собой флеш-игру шахматы с компьютером, автор которой - участник креативной группы Asis Феликс Шутенко. Для того, чтобы начать игру в шахматы с компьютером , нужно убедиться, что на вашем компьютере установлен FlashPlayer7 или более поздние версии данной программы. В онлайн шахматах аsisChess существует три уровня сложности, и используется упрощенный вариант сложных шахматных алгоритмов.

АsisChess созданы при помощи языка ActionScript. К сожалению, продукты, написанные на этом языке, работают значительно медленнее аналогов, скомпилированных при помощи других программных инструментов. И данный факт предопределил слабую игру флеш-шахмат аsisChess, поэтому мы не рекомендуем ихопытным шахматистам. Но asisChess станут отличным шахматным тренером для начинающих игроков в шахматы и любителей.

Тем, кто ценит хорошую графику и антуражное оформление, мы рекомендуем SparkChess. В этих бесплатных онлайн шахматах предусмотрено 4 уровня сложности шахматной игры – от начального до спортивного. Новичкам понравятся возможность подсказки при игре в шахматы с компьютером, а также опции «запись ходов» и «возврат хода». Интерфейс SparkChess может «говорить» как на русском, так и на английском, немецком, французском и некоторых других европейских языках.

THINK NOW! - Программа сделает ход сама, даже если очередь ходить Ваша.
FLIP VIEW - Перевернуть доску
EASY - Сложность
NEW GAME - Новая игра

После загрузки игры, вам нужно выбрать уровень сложности. Если вы сильный игрок, то выбирайте иконку Boris. Программа будет играть в силу кандидата в мастера спорта.

Есть вопросы?

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: